Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
«К Богородице прилежно ныне притецем» - духовное сочинение А.А.Архангельского для хора а-капелла на слова тропаря (краткой молитвы) Пресвятой Богородице. Произведение праздничного, торжественного характера предназначено для концертного исполнения и является одновременно молитвенным прошением и хвалебным гимном Заступнице рода христианского. Как правило, в дни церковных праздников, посвященных Божией Матери, после причастного стиха исполняются праздничные «концерты» - так называются авторские произведения, подчеркивающие значимость и торжественность богослужения.
Характер музыкального произведения Архангельского торжественный, полный неземного величия, но одновременно трогательный. Это яркое произведение с развитой динамикой и тончайшей нюансировкой – молитва, идущая из самой глубины сердца.
История создания.
Александр Архангельский писал свои духовные сочинения для хора, которым руководил 46 лет. Эти произведения становились известными, их пели в разных уголках Российской Империи. В народе говорили, что под песнопения Архангельского молилась вся Россия. Великолепные, высокопрофессиональные сочинения композитора отличались ясностью изложения, простотой и неотмирностью. Молитва лилась из сердца композитора прекрасными созвучиями и именно это обессмертило его сочинения. Ярким примером творчества Александра Архангельского является произведения ««К Богородице прилежно ныне притецем»».
Отношение автора к вере.
Композитор родился в семье священника в Пензе. С рождения чуткая душа ребенка восприняла основы христианства. Родители стали первыми учителями мальчика – мама, любившая пение и музыку, воспитывала музыкальный слух Александра. После окончания церковно-приходской школы, Александр поступил в духовное училище, где стал одним из лучших певчих. Учась в пензенской духовной семинарии, юноша стал регентом хора. Вся дальнейшая жизнь композитора будет связана с хором и духовной музыкой. Он станет одним из композиторов «московского» периода развития церковной музыки, наравне с П.И.Чайковским, П.Г.Чесноковым, С.В.Рахманиновым.
Биография.
Великий русский композитор духовной музыки Александр Андреевич Архангельский родился 11 октября 1846 года в Пензе. Благодаря таланту к пению и музыке, юноша был замечен уже во время учебы в Краснослободском духовном училище и переведен сразу на второй курс Пензенского духовного училища. Его прекрасный альт украшал архиерейский хор. Следует заметить, что в то время уровень хоров духовных училищ и семинарий был очень высоким, эти коллективы считались лучшими среди хоров учебных заведений России.
В 16 лет, уже будучи студентом духовной семинарии, Александр принимает руководство хором и сразу обращает на себя внимание общественности. Успех, уважение и авторитет заслужил юный регент в пензенских музыкальных кругах. Летом 1870 года Архангельский отправляется в Санкт-Петербург, чтобы стать вольнослушателем хирургического отделения Военно-медицинской академии. В столице композитор стремится углубить свои музыкально-профессиональные знания и уже 1880 году создает свой собственный хор, который стал конкурентом таких уважаемых коллективов, как Придворно-певческая капелла и московский Синодальный хор. Коллектив вызывает удивление и восхищение, его концерты проходят с большим успехом. Композитор написал около ста духовных произведений в период активной концертной деятельности коллектива.
В практике церковного пения Александр Андреевич Архангельский сделал важное нововведение, заменив в церковных хорах детские голоса мальчиков на женские голоса. Композитор переложил много русских народных песен для хора, тем самым послужив распространению народной культуры. Также им написано две Божественных Литургии, Всенощное Бдение, 11 Херувимских песен, 10 «Милость мира», 16 песнопений, употребляемых при богослужении вместо «причастных стихов», всего около 80 духовных сочинений-миниатюр.
В 1908 году композитор был председательствующим на первом съезде дирижёров в Москве. Последние два года своей жизни с 1922г. Архангельский прожил в Праге, где работал со студенческим хором.
Композитор отошел ко Господу 16 ноября 1924 года в доме в районе Винограды в Праге. На этом здании впоследствии была открыта мраморная мемориальная доска на чешском и русском языках.
Композитор был похоронен в православной части Ольшанского кладбища в Праге, вблизи Храма Успения Пресвятой Богородицы, но по просьбе родственников и друзей в 1925 году его останки были перевезены в Ленинград и захоронены на Тихвинском кладбище, находящемся на территории Александро-Невской Лавры. Имя Александра Андреевича Архангельского золотыми буквами вписано в историю русской духовной музыки, он стал величайшим композитором и дирижером и сегодня его произведения исполняются во всем мире.
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м, гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м, в покая́нии зову́ще из глубины́ души́: Влады́чице, помози́, на ны́ милосе́рдовавши, потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний, не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи́, Тя́ бо и еди́ну наде́жду и́мамы.
К Богородице ныне усердно прибегнем мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, в покаянии взывая из глубины души: «Владычица, помоги, над нами сжалившись, поспеши, мы погибаем от множества согрешений! Не отпусти Твоих рабов ни с чем: ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!»