Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
«Jesus, meine Zuversicht» (Иисус Христос, моя верная защита) – хорал К.Ф.Э.Баха для хора и органа или камерного оркестра. Текст произведения на немецком языке относится к старинным гимнам, его берлинское издание датируется 1653 годом, автором является курфюрстина Луиза Генриетта Бранденбургская. Автор, основываясь на Священном Писании, размышляет о смерти и Пасхе, говоря, что воскресший Христос не оставит верующих в него в жизни и по смерти. Музыка сочинения торжественная, праздничная – предполагалось исполнение хорала в пасхальный период.
История создания.
Создание хоралов относится к «гамбургскому» периоду творчества К.Ф.Э.Баха. Заняв пост кантора города после своего знаменитого крестного Г.Ф.Телемана, композитор получил возможность писать только церковную музыку и духовные опусы – то, о чем он всегда мечтал.Пасхальный хорал «Jesus, meine Zuversicht» на слова старинного немецкого духовного гимна был написан для исполнения в дни больших торжеств и церковных праздников. В настоящее время произведение исполняется, как концертное сочинение, а также записывается.
Отношение автора к вере.
Карл Филипп Э.Бах родился в семье знаменитого композитора – церковного органиста И.С.Баха. Крестным отцом мальчика стал другой известный музыкант и церковный композитор - Георг Филипп Телеман, в честь которого Карл получил второе имя. Атмосфера, в которой рос будущий композитор, была духовной, дети почти с рождения присутствовали на богослужениях, а дома каждый день слышали прекрасную церковную музыку, сочиняемую их отцом. После переезда семьи в Лейпциг, в возрасте десяти лет Карл Филипп был зачислен в школу при церкви Святого Фомы, как и другие мальчики семьи И.С.Баха. Можно сказать, что вера в Бога сопровождала композитора с рождения и в течение всей жизни, а его второй «гамбургский» период творчества был связан с церковной музыкой. Карл Филипп многократно приумножил свой талант, данный Богом, и стал учителем для многих великих музыкантов, включая В.А.Моцарта, Й.Гайдна и Л.Бетховена.
Биография.
8 марта 1714 года в семье И.С.Баха и его супруги Марии Барбары родился третий сын(второй из оставшихся в живых),годом ранее семья перенесла горе- умерли младенцы- близнецы Мария и Иоганн.
Иоганн Себастьян сам обучал сыновей музыкальным наукам, но настоял на том, чтобы Карл Филипп начал изучать юриспруденцию в Лейпцигском университете, а затем во Франкфурте -на -Одере. Это желание было обосновано отношением к музыкантам – только ученая степень могла предотвратить пренебрежительное обращение в форме «господин -слуга».
В возрасте 24 лет, в 1738 году Карл Филипп получает ученую степень в области юриспруденции, но не открывает свою практику, а начинает активно заниматься музыкой. Почти сразу, по рекомендациям братьев Граун, молодой композитор поступает на службу к наследному принцу Фридриху Прусскому. Этот период жизни -с 1738 по 1768 гг. - Карла Филиппа принято называть «берлинским». Он много выступает, пишет различную инструментальную музыку, учится у лучших композиторов -современников – главным образом у своего отца, затем у крестного Г.Ф.Телемана, у Г.Ф.Генделя и других. Наконец, Карл Филипп становится заметной фигурой в музыкальном мире – в его «Магнификате» уже проявляется собственный стиль – яркий и живой знаменующий переход от эпохи барокко к классицизму.
Замечательный музыкант и композитор Карл Филипп явился еще и прекрасным учителем – изданная им книга «Эссе об истинном искусстве игры на клавишных инструментах» стала бесценным помощником для Гайдна, Моцарта, Бетховена, Ф.Мендельсона. Известно высказывание В.А.Моцарта о композиторе: «Он – отец, мы- дети». И это было лучшим признанием его вклада в музыкальную науку.
С 1768 по 1788 гг. начинается «гамбургский» период Карла Филиппа Э.Баха. Он испросил разрешение отказаться от поста при дворе, чтобы занять пост капельмейстера (музыкального директора) в Гамбурге после своего крестного Г.Ф.Телемана. Также за ним закрепили должность придворного композитора сестры Фридриха Прусского – принцессы Амалии. Благодаря этому назначению и интересу принцессы к жанру оратории, в музыкальном наследии композитора появились замечательные хоровые произведения.
Карл Филипп с усердием принялся исполнять свои обязанности по написанию церковной музыки для церкви Святого Михаила, а также других церквей Гамбурга. В 1769 году выходит самая значимая его работа – оратория «Израильтяне в пустыне», по которой Ф.Мендельсон впоследствии напишет свою знаменитую ораторию «Илия».
Из-под пера Карла Филиппа Э.Баха вышли семьдесят литургических произведений, одиннадцать постановок «страстей», библейские оратории и другие духовные сочинения, прославившие его на весь мир. В «берлинский» период композитор создал множество инструментальных сочинений, песен и светских кантат.
14 декабря 1788 года композитор умер и был похоронен в Гамбурге, в крипте Михаэлькирхе – церкви святого Михаила.
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
1. Jesus, meine Zuversicht
Und mein Heiland, ist im Leben!
Dieses weiß ich: soll ich nicht
Darum mich zufrieden geben?
Was die lange Todesnacht
Mir auch für Gedanken macht?
1. Иисус Христос - моя верная защита
И Спаситель мой, вечно живущий;
Зная это, моя уверенность
Покоится на надежде, которую Он дает,
Хотя ночь смерти будет чревата
Все еще многими тревожными мыслями.
2. Jesus, er mein Heiland lebt;
Ich wird auch das Leben schauen,
Sein, wo mein Erlöser schwebt:
Warum sollte mir denn grauen?
Lässet auch ein Haupt sein Glied,
Welches es nicht nach sich zieht?
2. Иисус, мой Искупитель, жив!
Я тоже к жизни должен пробудиться;
Он будет со мною там, где Он есть,
Неужели мое мужество будет поколеблено?
Должен ли я бояться? Или может голова
Восстать и оставить своих членов мертвыми?
3. Ich bin durch der Hoffnung Band
Zu genau mit ihm verbunden;
Meine starke Glaubenshand
Wird in ihm gelegt gefunden,
Dass mich auch kein Todesbann
Ewig von ihm trennen kann.
3. Нет, слишком тесно я связан
С Ним надеждою во веки веков;
Крепкую руку Веры камень нашел,
Схватил Его, и не оставит Его никогда;
Смерть не может разлучить
От Его Господа - верящее сердце.