Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Сюжет об изгнании первых людей из Райского сада описан в 3-ей главе книги Бытия. Адам и Ева вкусили от Древа познания добра и зла, тем самым нарушив запрет Господа: «От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт.2:17). Ева в результате диалога со змеем, вкусила запретный плод и дала есть Адаму. Последствиями нарушения запрета и отказа от предложенного покаяния стали поврежденность самой природы и мироздания, а также изгнание из рая человека и его смерть. «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт 3:22-24).
Изображая библейскую сцену изгнания первых людей из рая, Доменикино изобразил Бога, как седовласого старца, следуя видению пророка Даниила: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь» (Дан.7:9). К этому видению художник добавил серафимов в образе младенцев. Поднятый вверх палец Создателя символизирует Его праведный гнев.
Адама и Еву художник изобразил в соответствии с художественными идеалами Ренессанса - с белой коже и идеальными телесными пропорциями. Оправдываясь, Адам разводит руками, как бы в растерянности слагая вину на жену. Испуганная Ева указывает пальцем на змея, извивающегося у ее ног.
В правом нижнем углу художник разместил кроткого агнца и хищную кошку, они ещё вместе, но на морде кошке уже проступают хищные черты. Тёмные силуэты деревьев, оттеняющие белизну тел, сменяются бескрайними просторами первозданной юной земли.
История создания
Сведения о заказчиках данного полотна отсутствуют. Однако с уверенностью можно сказать, что при создании полотна Доменико Дзампьери было важно передать не только внешнюю сторону события, о котором говорится в Библии, но и наполнить его нравоучительным, богословским смыслом, сделать его близким и доступным современникам.
Отношение автора к вере
Среди современников Доменикино славился высоким мастерством и имел многочисленные заказы. Очевидно, вложенное в произведение личное прочтение библейских текстов находило отклик в сердцах современников.
Известна дружба художника с кардиналом Агукки, называемого одним из теоретиков академизма. В Риме художник некоторое время жил в палаццо кардинала, помогая в создании его научного труда. Дружба и совместная работа могут свидетельствовать об общности их личной веры и взглядов на служение Богу. Пристрастие к соблюдению твёрдо установленных правил в творчестве и жизни раскрывают внутренний мир художника, как человека консервативного, опирающегося на традиции и сложившиеся духовные устои. Ему принадлежит методологически обоснованное деление итальянской живописи на школы. Суровая критика, которой Дзампьери подверг выдающихся мастеров Ренессанса, говорит о его смелости, честности и принципиальности, а также о стремлении в полной мере воплотить дарованный Богом талант.
Биография
Доменико Дзампьери родился на севере Италии в Болонье 21 октября 1581 года. Считается, что он происходил из семьи башмачника. Обучение Дзампьери начал в мастерской Дениса Кальварта, затем перешел в Академию братьев Карраччи. В 1602 году Доменико совершил путешествие по городам северной Италии, чтобы увидеть великие творения мастеров Возрождения. В этом же году он приехал в Рим, где Аннибале Карраччи, работал над созданием цикла фресок в палаццо Фарнезе.
Первые самостоятельные работы принесли успех и материальное благополучие. В Риме вместе с Гвидо Рени Доменикино украсил фресками ораторию святого Андрея в церкви Сан Грегорио и собор Сант Андреа делла Валле. Это работы признаются лучшими в творчестве мастера.
Среди современников Доменикино славился высоким мастерством, его сравнивали с Леонардо да Винчи и Рафаэлем. Дзампьери дружил с кардиналом Агуки, одним из теоретиков академизма, выделявшим среди живописцев Аннибале Карраччи и самого Доменикино.
Кроме стенных росписей, Доменикино выполнил много станковых живописных произведений на библейские и мифологические сюжеты. Особенно знамениты "Охота Дианы", "Колесница Аполлона", "Пейзажи с переправой", "Последнее причащение святого Иеронима".
Слава художника вскоре распространилась за границы вечного города. В 1630 году он был приглашён в Неаполь принять участие в украшения собора циклом работ «Жизнь Святого Януария».
Скончался Доменико Дзампьери 06 апреля 1641 года в Неаполе. До середины 19 века Доменикино рассматривался ценителями изящного, как один из величайших художников, подлинный наследник Рафаэля.
Автор текста: Северинова Ольга.