«ИУДА» - Надсон Семен Яковлевич

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«ИУДА»
«ИУДА»
Автор: Надсон Семен Яковлевич
Жанр: Поэзия
Год создания: 1879 г.
Эпизод в Библии:

Известный российский поэт и литературный критик Семен Яковлевич Надсон, произведения которого часто включаются в антологии православной поэзии, родился примерно 150 лет назад – 14 (26) декабря 1862 года , в Петербурге.


С младенческих ногтей мальчик познал горечь утраты: отец будущего поэта умер, когда Надсону не исполнилось и двух лет. Мать, Антонина Степановна Мамонтова, содержала сына и младшую дочь своими трудами, работая экономкой и домашней учительницей. Она повторно вышла замуж, но вскоре отчим Надсона в припадке умопомешательства покончил с собой, и семья оказалась практически без средств к существованию. Мать поэта умерла от чахотки весной 1873 года, оставив на попечение своих братьев сына и дочь, выросших в разных семьях. Психологически трудно жилось будущему поэту в семье дяди. Дело в том, что отец Надсона родился православным, но происходил из еврейской семьи, и это давало повод родным Семена обижать сироту. Например, поэт вспоминал: «Когда во мне, ребенке, страдало оскорбленное чувство справедливости, и я, один, беззащитный, в чужой семье, горько и беспомощно плакал, мне говорили – «опять начинается жидовская комедия», с нечеловеческой жестокостью оскорбляя во мне память отца». Впоследствии Надсон напишет в автобиографии: «История моего детства – история грустная и темная», а в стихотворении «Мать» признается:

Я рос одиноко..., я рос позабытым
Пугливым ребенком – угрюмый, больной,
С умом, не по-детски печально развитым,
И с чуткой, болезненно-чуткой душой...

После окончания гимназии Надсон поступил в Павловское военное училище, и несколько лет после его окончания служил в армии. Вскоре он оставил военную службу не только из-за серьезной болезни легких, но также из-за желания посвятить себя литературному труду. Последние годы жизни С.Я.Надсон, превозмогая тяжелую болезнь, занимался писательством. Скончался он в 24-летнем возрасте и был похоронен в Петербурге, на Волковом кладбище.


Творчество Семена Яковлевича, который унаследовал от родителей богатство православной веры отмечено евангельскими сюжетами. Примечательно, что первая рецензия на творчество поэта, вышедшая в пору его гимназических лет, была написана на стихотворение «Христианка». К этому же периоду жизни писателя относится его первый литературный триумф, который был также связан с религиозной темой. Это было чтение на концерте в гимназии стихотворения «Иуда» (1879). Как отмечают современники, произведение имело большой успех, послужив фундаментом для успешной карьеры литератора. Именно под впечатлением от «Иуды» Надсона начинают печатать в таких журналах, как «Мысль» и «Слово».


Каким же предстает величайший из предателей в поэме юного гимназиста? Читатель встречает Иуду у места трагической казни Спасителя. Боголюбивые ученики уже сняли пречистое тело. Осталось лишь высящееся над Голгофой орудие страстей Господних. Глядя на крест предавший испытывает растерянность:

– он и сам не знал,
Зачем и как сюда попал

Из Писания нам ничего не известно, знал ли Иуда, Кого предавал, или видел в Своей Жертве лишь «кровь неповинную» (Мф. 27:4). Этот евангельский эпизод оставляет свободу для богословской мысли. Христианский поэт, автор антологий православной поэзии Надсон наполняет содержание поступка «предателя» неведением. Его роковой персонаж начинает сознавать «Кого безумно ненавидел, / Чью жизнь на деньги променял», только когда Христос идет на место казни. Впоследствии мучимый угрызениями совести, предатель видит в «больном воображении» Спасителя, но для него это лишь «докучное виденье», которое он силится изгнать. Пред Иудой предстает не просто «апостол истины святой», но «Бог, осужденный приговором». Однако внезапно открывшейся истины о божественной природе Сына Человеческого не хватает, чтобы укрепить в преступнике веру в всесильное милосердие Божие.

А я? я знал ли сожаленье?
Мне нет пощады, нет прощенья!

Удивительные сокровища смысла открываются, если прочитать стихотворение в рамках господствующей для автора православной традиции. Так, в поэме есть целый отрывок, содержащий прямую речь, адресанта которой мы затруднились бы сходу определить. Это фрагмент седьмой:

Беги, предатель, от людей
И знай: нигде душе твоей
Ты не найдешь успокоенья:
Где б ни был ты, везде с тобой
Пойдет твой призрак роковой
Залогом мук и осужденья.
Беги от этого креста,
Не оскверняй его лобзаньем:
Он свят, он освящен страданьем
На нем распятого Христа!
. . . . . . . . . . . . . . .

И он бежал!..


Вне сомнения, речь принадлежит не ангельскому лику, так как ангелы – слуги Небесного Царя – не могут вводить в уныние («нигде душе твоей / Ты не найдешь успоконья»), это задача духа злобы. Как ни велико было преступление предателя, но и это преступление можно было избыть раскаяньем, подобно тому как омыл слезами покаяния свое предательство апостол Петр. Можно было бы предположить, что в поэтической вариации Надсона приведенный фрагмент принадлежит суду человеческому. Но, думается, что автор как истинный православный христианин никогда бы не возвел в ранг поэтической истины осуждение Иуды человеческим родом. И если взять во внимание, что предыдущие фрагменты пестрят фразами, описывающими внутренний диалог предателя, то можно предположить, что одним из участников этого диалога является дьявол. Именно он наущает Иуду: «Беги, предатель, от людей».
Показательно, что местом погибели Иуды становится лес, который согласно старинным русским преданиям считается пространством нечистым. Слова и словосочетания с семантикой тьмы «вечно мгла царит», «заря не проникает», «мрачный труп» присутствуют в описании пейзажа печальной гибели.


Таков портрет одного из двенадцати – предателя Искариота в творчестве Надсона. И «Если, – по убеждению одного современного критика, – все поэты России и мира – это рыцари-жрецы одного ордена, как полагал Ходасевич, то Надсон – это… рыцарь веры, выступающий с открыто поднятым забралом против всей омерзительной пошлости окружающего мира, его личность загадочна, а творчество – необыкновенно, а он сам – целомудренный творец высоконравственной поэзии, проникнутой христианскими мотивами любви, сострадания и всепрощения».

FB2

EPUB

  • Иуда - Семен Надсон

    I

    Христос молился… Пот кровавый

    С чела поникшего бежал…

    За род людской, за род лукавый

    Христос моленья воссылал;

    Огонь святого вдохновенья

    Сверкал в чертах его лица, И он с улыбкой сожаленья

    Сносил последние мученья

    И боль тернового венца.

    Вокруг креста толпа стояла, И грубый смех звучал порой…

    Слепая чернь не понимала,

    Кого насмешливо пятнала

    Своей бессильною враждой.

    Что сделал он? За что на муку

    Он осужден, как раб, как тать, И кто дерзнул безумно руку

    На Бога своего поднять?

    Он в мир вошел с святой любовью, Учил, молился и страдал -

    И мир его невинной кровью

    Себя навеки запятнал!..

    Свершилось!..

    II

    Полночь голубая

    Горела кротко над землей;

    В лазури ласково сияя,

    Поднялся месяц золотой.

    Он то задумчивым мерцаньем

    За дымкой облака сверкал,

    То снова трепетным сияньем

    Голгофу ярко озарял.

    Внизу, окутанный туманом,

    Виднелся город с высоты.

    Над ним, подобно великанам, Чернели грозные кресты.

    На двух из них еще висели

    Казненные; лучи луны

    В их лица бледные глядели

    С своей безбрежной вышины.

    Но третий крест был пуст. Друзьями

    Христос был снят и погребен, И их прощальными слезами

    Гранит надгробный орошен.

    III

    Чье затаенное рыданье

    Звучит у среднего креста?

    Кто этот человек? Страданье

    Горит в чертах его лица.

    Быть может, с жаждой исцеленья

    Он из далеких стран спешил, Чтоб Иисус его мученья

    Всесильным словом облегчил?

    Уж он готовился с мольбою

    Упасть к ногам Христа - и вот

    Вдруг отовсюду узнает,

    Что тот, кого народ толпою

    Недавно как царя встречал, Что тот, кто свет зажег над миром, Кто не кадил земным кумирам

    И зло открыто обличал,-

    Погиб, забросанный презреньем, Измятый пыткой и мученьем!..

    Быть может, тайный ученик, Склонясь усталой головою,

    К кресту Учителя приник

    С тоской и страстною мольбою?

    Быть может, грешник непрощенный

    Сюда, измученный, спешил,

    И здесь, коленопреклоненный, Свое раскаянье излил?-

    Нет, то Иуда!.. Не с мольбой

    Пришел он - он не смел молиться

    Своей порочною душой;

    Не с телом Господа проститься

    Хотел он - он и сам не знал, Зачем и как сюда попал.

    IV

    Когда на муку обреченный,

    Толпой народа окруженный

    На место казни шел Христос

    И крест, изнемогая, нес,

    Иуда, притаившись, видел

    Его страданья и сознал,

    Кого безумно ненавидел,

    Чью жизнь на деньги променял.

    Он понял, что ему прощенья

    Нет в беспристрастных небесах,-

    И страх, бессильный рабский страх, Угрюмый спутник преступленья, Вселился в грудь его. Всю ночь

    В его больном воображеньи

    Вставал Христос. Напрасно прочь

    Он гнал докучное виденье;

    Напрасно думал он уснуть,

    Чтоб всё забыть и отдохнуть

    Под кровом молчаливой ночи: Пред ним, едва сомкнет он очи, Всё тот же призрак роковой

    Встает во мраке, как живой!-

    V

    Вот Он, истерзанный мученьем, Апостол истины святой,

    Измятый пыткой и презреньем, Распятый буйною толпой;

    Бог, осужденный приговором

    Слепых, подкупленных судей!

    Вот он!.. Горит немым укором

    Небесный взор его очей.

    Венец любви, венец терновый

    Чело Спасителя язвит,

    И, мнится, приговор суровый

    В устах разгневанных звучит…

    “Прочь, непорочное виденье, Уйди, не мучь больную грудь!..

    Дай хоть на час, хоть на мгновенье

    Не жить… не помнить… отдохнуть…

    Смотри: предатель твой рыдает

    У ног твоих… О, пощади!

    Твой взор мне душу разрывает…

    Уйди… исчезни… не гляди!..

    Ты видишь: я готов слезами

    Мой поцелуй коварный смыть…

    О, дай минувшее забыть,

    Дай душу облегчить мольбами…

    Ты Бог… Ты можешь всё простить!

    … … … … … . .

    А я? я знал ли сожаленье?

    Мне нет пощады, нет прощенья!”

    VI

    Куда уйти от черных дум?

    Куда бежать от наказанья?

    Устала грудь, истерзан ум, В душе - мятежные страданья.

    Безмолвно в тишине ночной, Как изваянье, без движенья, Всё тот же призрак роковой

    Стоит залогом осужденья…

    И здесь, вокруг, горя луной, Дыша весенним обаяньем,

    Ночь разметалась над землей

    Своим задумчивым сияньем.

    И спит серебряный Кедрон,

    В туман прозрачный погружен…

    VII

    Беги, предатель, от людей

    И знай: нигде душе твоей

    Ты не найдешь успокоенья:

    Где б ни был ты, везде с тобой

    Пойдет твой призрак роковой

    Залогом мук и осужденья.

    Беги от этого креста,

    Не оскверняй его лобзаньем: Он свят, он освящен страданьем

    На нем распятого Христа!

    … … … … …

    И он бежал!..

    … … … … …

    VIII

    Полнебосклона

    Заря пожаром обняла

    И горы дальнего Кедрона

    Волнами блеска залила.

    Проснулось солнце за холмами

    В венце сверкающих лучей.

    Всё ожило… шумит ветвями

    Лес, гордый великан полей, И в глубине его струями

    Гремит серебряный ручей…

    В лесу, где вечно мгла царит, Куда заря не проникает,

    Качаясь, мрачный труп висит; Над ним безмолвно расстилает

    Осина свой покров живой

    И изумрудною листвой

    Его, как друга, обнимает.

    Погиб Иуда… Он не снес

    Огня глухих своих страданий, Погиб без примиренных слез, Без сожалений и желаний.

    Но до последнего мгновенья

    Все тот же призрак роковой

    Живым упреком преступленья

    Пред ним вставал во тьме ночной.

    Всё тот же приговор суровый, Казалось, с уст Его звучал, И на челе венец терновый,

    Венец страдания лежал!

Оставить комментарий