«Исповедь» - Ахматова Анна Андреевна

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Исповедь»
«Исповедь»
Автор: Ахматова Анна Андреевна
Произведение: «Исповедь»
Жанр: Поэзия
Дата создания: 1911 г.
Эпизод в Библии:

«Исповедь»

Умолк простивший мне грехи.

Лиловый сумрак гасит свечи,

И тёмная епитрахиль

Накрыла голову и плечи.

Не тот ли голос: «Дева! встань…»

Удары сердца чаще, чаще.

Прикосновение сквозь ткань

Руки, рассеянно крестящей.

Описание произведения.

В стихотворении «Исповедь» Анна Андреевна Ахматова говорит о самом сокровенном, таинственном и важном — о встрече с Богом. Произведение написано классическим четырёхстопным ямбом и состоит из двух четверостиший с перекрёстной рифмовкой.

В первой строфе описывается таинство покаяния: «Умолк простивший мне грехи. / Лиловый сумрак гасит свечи, / И тёмная епитрахиль / Накрыла голову и плечи». После окончания исповеди священник накрывает голову лирической героини епитрахилью. Появление лилового цвета неслучайно — в церковной символике этот цвет обозначает покаяние. Образ сумрака, который «гасит свечи», окутывает читателя мистическим настроением, создавая впечатление вступления на порог чуда.

И необыкновенное происходит: лирическая героиня, накрытая епитрахилью, ощущает, что грехи отпустил ей Сам Христос: «Не тот ли голос: “Дева! встань...” / Удары сердца чаще, чаще». Слова «Дева! встань...» («талифа куми») отсылают нас к евангельскому эпизоду воскрешения Христом дочери Иаира: «И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа́ куми́», что значит: девица, тебе говорю, встань» (Мк. 5:41).

Сердце героини бьётся чаще от любви и волнения, ведь сам Господь прикасается к ней: «Прикосновение сквозь ткань / Руки, рассеянно крестящей». Слово «рассеянно» в данном контексте ассоциируется не с неуклюжестью, а с туманной непостижимостью, неявностью Божественного присутствия. Лирическая героиня чувствует, что после покаяния она будто бы воскресла из мёртвых.

История создания.

Стихотворение «Исповедь» написано в 1911 году в Царском селе. Этот городок юного Пушкина обладал ореолом простоты и величавости XIX века. Именно в Царском селе к поэтессе пришли первые её стихи.

«Исповедь» была помещена Ахматовой во второй поэтический сборник «Чётки». Эта книга стихов Ахматовой стала самой популярной работой поэтессы. В 1964 году, выступая в Москве на вечере, посвящённом пятидесятилетию выхода “Чёток”, поэт Арсений Тарковский говорил: «…С “Чётками” для А. Ахматовой наступила пора народного признания. До революции ни одна книга нового русского поэта не была переиздана столько раз, как “Чётки”. Слава распахнула перед ней ворота сразу, в один день, в один час».

По словам историка литературы С.И. Кормилова, название книги «Чётки» «содержат намёк на успокоительное механическое движение пальцев». Все бытовые проблемы, напряжённость действительности для Ахматовой — лишь сиюминутные явления. Перебирая бусины чёток, поэт сверху, как бы с внешним безразличием, смотрит на бренное человеческое бытие, внутренне готовясь к встрече с наивысшей Силой.

В стихотворении «Исповедь» эта мистическая встреча происходит в пределах храма во время церковного таинства.

Отношение автора к вере.

Православную веру Анна Андреевна Ахматова считала залогом счастья, и потому в ответ на аргументы Б. Анрепа о тщетности религиозной мечты поэтесса ответила однозначно: «Без веры нельзя». За верность православной церкви старец Нектарий Оптинский благословил Ахматову на посещение Оптиной пустыни в качестве паломницы.

Из всех книг на земле, по словам о. М. Ардова, поэтесса больше всего любила Библию и часто использовала цитаты из Священного писания в беседах с людьми. В атеистические советские годы Ахматова по-прежнему бесстрашно говорила о себе как о верующем человеке и отмеряла время по церковному календарю.

Для творчества Анны Андреевны, даже на ранних его этапах, была характерна глубокая, исповедальная искренность в выражении мыслей и чувств. Мотивы Ветхого и Нового завета органично вплетались автором в стихи, расширяя сферу Красоты жизни, преображая её образами святости и церковного благолепия.

Но если «молодое» творчество лучилось желанием преобразить, опоэтизировать жизнь, то с годами поэзия Ахматовой становится духовно глубже и строже: усиление гражданского звучания в её творчестве связано с мыслью о сознательно выбранном жертвенном пути — сути христианского мироощущения. Возможно, поэтому после Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, а осталась в краю глухом и грешном. В послереволюционных стихах печаль о судьбе родной страны сливается с темой отрешения от суетного мира и мистическим ожиданием жениха.

Добровольно выбранные крестные муки Ахматовой пришлись на 20-50-е годы, когда она пережила расстрел мужа, арест сына, гибель большинства друзей, отлучение от литературного процесса. Пройдя все испытания, Ахматова сохранила живую веру в Бога. — За несколько часов до смерти, по словам о. М. Ардова, «Анна Андреевна хотела читать Евангелие и очень жалела, что у них не было при себе Библии».

Биография.

Анна Андреевна Горенко родилась в 1889 году, под Одессой, в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота, Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому ещё в юном возрасте Анна Горенко взяла себе псевдоним Ахматова, фамилию «бабушки-татарки». Первое стихотворение Анна написала в 11 лет.

Ахматова училась в Царскосельской женской гимназии. Мать Анны, расставшись с мужем, переехала с детьми в Евпаторию — лечить обострившийся у детей туберкулёз, поэтому в 1905 году Аня была на домашнем обучении. В следующие годы девочка переехала к родственникам в Киеве: в 1906 — 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 — 1910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.

В Киеве Анна начала переписку с Николаем Гумилевым, который ухаживал за ней ещё в Царском Селе. В это время поэт жил во Франции и издавал парижский русский еженедельник «Сириус». В 1907 году на страницах «Сириуса» появилось первое опубликованное стихотворение Ахматовой «На руке его много блестящих колец…». В апреле 1910 года Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались в селе Никольская Слободка под Киевом. Медовый месяц в 1910 г. поэтесса провела в Париже, где познакомилась с художником А. Модильяни, который позже написал несколько её портретов.

Благодаря яркой внешности, таланту, острому уму, Анна Андреевна привлекала внимание поэтов, посвящавших ей стихи, художников, писавших её портреты (Н. Альтман, К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, М. Сарьян и т.д.). На её стихи писали музыку С. Прокофьев, А. Лурье, А. Вертинский и др.

В начале творческой жизни Ахматова, под влиянием Гумилёва, выбрала акмеизм как новое литературное течение, противостоящее символизму XIX века. Вместе с Гумилевым, Городецким, Мандельштамом и др. Ахматова стояла за материальность, вещественность литературных образов. Она быстро завоевывает популярность в поэтических кругах.

В 1912 году вышел первый стихотворный сборник Ахматовой «Вечер», который вызвал большой интерес у петербургской публики. В том же году в семье Гумилёва и Ахматовой родился сын Лев, будущий ученый.

Перед Первой Мировой войной, Ахматова публикует второй сборник стихотворной лирики, «Чётки». Автору казалось, что эта книга «потонет» в мировых потрясениях времени. Однако до 1923 года сборник переиздавался восемь раз. В 1917 г. опубликован сборник «Белая стая».

Вслед за славой, в жизнь Ахматовой прочно входит трагедия: в 1918 году распался брак с Гумилёвым; в августе 1921 г. поэт был арестован и расстрелян; в том же августе умирает любимый и чтимый ею поэт А. Блок; с весны 1924 г. Ахматовой фактически запрещалось печататься. В 1930-е гг. репрессии обрушились едва ли не на всех её друзей и единомышленников. Они коснулись самых близких ей людей: в 1938-м арестован и осуждён на 5 лет ИТЛ её сын, Лев Гумилев; в том же году Ахматова расстаётся с мужем, Н.Н. Пуниным (арестован и осуждён в 1949 г., в 1953 г. погиб в ИТЛ). В 1946-м — печально известное постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором творчество А. Ахматовой и М. Зощенко подверглось резкой критике, и они исключены были из Союза писателей СССР. В 1949-м — вторично осуждён на 10 лет ИТЛ сын, Лев Гумилёв. — В те же годы написаны поэма «Реквием», сборник «Из шести книг». В 1950-м от отчаяния, пытаясь спасти от лагерей сына, Ахматова пишет сборник стихов «Слава миру» (фактически, «Слава Сталину» как «прошение на высочайшее имя» — Лидия Чуковская). В 1962 г. закончена «Поэма без героя».

В 1960-е годы творчество Ахматовой получило общемировое признание — поэтесса стала номинантом на Нобелевскую премию, получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии. Оксфордский университет присвоил Ахматовой степень почётного доктора литературы. В мае 1964 года в Музее Маяковского в Москве прошёл вечер, посвящённый 75-летию поэтессы. В следующем году вышел последний прижизненный сборник стихов и поэм — «Бег времени».

Анна Ахматова скончалась в марте 1966 в кардиологическом санатории в Подмосковье. Погребена в посёлке Комарово под Ленинградом.

Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.

FB2

EPUB

  • «Исповедь»

    Умолк простивший мне грехи.

    Лиловый сумрак гасит свечи,

    И тёмная епитрахиль

    Накрыла голову и плечи.

    Не тот ли голос: «Дева! встань…»

    Удары сердца чаще, чаще.

    Прикосновение сквозь ткань

    Руки, рассеянно крестящей.

Оставить комментарий