yandex

Икона «Троица Ветхозаветная» - старообрядческие школы Ветки и Ново-Зыбково

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона «Троица Ветхозаветная»
Икона «Троица Ветхозаветная»
Иконописная школа/ автор: старообрядческие школы Ветки и Ново-Зыбково
Местонахождение: частная коллекция
Название иконы: Икона «Троица Ветхозаветная»
Время создания: середина XIX в.
Эпизод в Библии:

Описание иконы.

В центре иконы – три ангела, сидящие вокруг накрытого стола. Средний ангел выделен композиционно и колористически: он расположен выше остальных, осенён склонившимся над ним древом, облачён в контрастные сине-красные одеяния с заметной красной полосой на правом плече – «клавом», иконографической принадлежностью одежд Христа. Боковые ангелы в красно-алом и жёлто-красном облачениях восседают, поставив босые ступни на розовые подножия. У двоих ангелов в шуйцах небольшие посохи, все трое двуперстно благословляют трапезу – выставленные на белую скатерть разнообразные сосуды, среди которых выделяется центральная чаша. Справа и слева трапезе прислуживают свв. праотцы Авраам и Сарра, держащие в руках сосуды с вином и хлебом. Над св. Авраамом – гора и город (Содом), над св. Саррой – палаты (дом Авраама). Сюжетная основа композиции изложена в библейском рассказе о гостеприимстве Авраама, принявшем в своём доме Господа в образе трёх мужей (Быт. 18:1-8). Христианская эпоха переосмыслила эту сцену как центральную во всём Ветхом Завете: она символизировала троичность Божества, предвосхищала рождение предка Христа Исаака, содержала указание на готовящееся Боговоплощение и на Распятие Иисуса, а также на установление таинства Евхаристии, о чём говорит чаша в центре композиции: символ принесения в жертву Агнца Божия.

В русской культуре образ св. Троицы балансировал на грани символико-аллегорического и исторического: если образцом первого подхода можно считать лаконичную, содержащую минимум деталей «Троицу» начала XV века, приписываемую Андрею Рублёву, то условно противоположны ей «Троицы» XVII века с множеством подробностей, буквально иллюстрирующих библейское повествование: сценами заклания тельца, предстояния праотцов ангелам, отдельными клеймами встречи Авраамом ангелов, последующим разрушением Содома и т.п.

Данная икона представляет собой сбалансированный вариант обоих подходов. Символико-аллегорическая нота, присущая центральной композиции с ангелами, по-рублёвски вписанными в круг с выделением второй ипостаси Божества (ангела-Христа в центре), не заглушается деталями, которые здесь немногочисленны (фигуры праотцев, атрибуты застолья). Уравновешенность отвлечённого и повествовательного в композиции иконы характеризует её как памятник развитой культуры, одинаково успешно культивирующей богословской-догматический и эстетический аспекты своего искусства.

Образ исполнен темперой в традиционной послойной манере: по сусальному золоту, с наложением красок от тёмных к светлым, с завершающими чёрными описями, белильными движками на ликах и золотыми разделками одежд. Живопись профессиональная, высокого качества.

История образа.

В стиле иконы обращает на себя внимание следование одновременно традиционной иконописи и идеалам столичного «живоподобия» XVII века, а также нотой своеобразной европеизации в элементах пейзажа и реквизита («голландские» очертания города, ампирные гирлянды на цоколе палат, натюрмортный характер стола). Письмо ликов светоносное, взгляды разнонаправленные, причём у центрального и правого ангелов они отличаются особой пристальной фокусировкой на зрителе. Одеяния традиционно плоскостны, но их пышная декорация придаёт им очень активный характер. В колорите иконы заметен тройной аккорд ярко-алого, синего и золота. Цвета очень насыщенные, открытые и радостные. Характерны некоторые детали, например, украшение тканей мелкими золотыми цветочками в духе ситцевой набойки.

Все эти признаки характеризуют икону как произведение иконописцев Ветки и Ново-Зыбкова – крупных старообрядческих сёл на юго-западе, стыке России и Белоруссии.

Особенности иконописной школы.

С конца XVIII века на Ветке процветала книжность и самобытная иконопись, по стилю ориентированная на искусство Москвы XVII века и, в значительной степени, Калуги уже императорского периода. Иконы были выдержаны в каноническом ключе, очень устойчивы по стилю, но при этом отличались большой оригинальностью репертуара – сказалась близость западных границ, влекущая обилие иконографических образцов. Сохранившиеся до наших дней произведения ветковских иконописцев сегодня оценены как интереснейшее направление в истории искусства и коллекционировании.

Икона является произведением мастеров Ветки второй четверти - середины XIX века. Представляет историко-культурную, антикварную, коллекционную ценность.

Автор: И.П. Боровиков, эксперт галереи старинной иконы «Се Вера».

Оставить комментарий