Икона «Трое избранных святых- Илия Пророк, архангел Михаил, Александр Ошевенский» - мастера Каргопольских земель

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона «Трое избранных святых- Илия Пророк, архангел Михаил, Александр Ошевенский»
Икона «Трое избранных святых- Илия Пророк, архангел Михаил, Александр Ошевенский»
Иконописная школа/ автор: мастера Каргопольских земель
Местонахождение: Россия, частная коллекция
Название иконы: Икона «Трое избранных святых- Илия Пророк, архангел Михаил, Александр Ошевенский»
Время создания: конец XVII – начало XVIII вв.

Описание иконы.

В центре представлен архангел Михаил. Он облачен в алый плащ с белой каймой, застегнутой на фибулу цветочной формы, насыщенно-зеленый гиматий с лорами – широкими орнаментированными лентами, атрибутами дьяконского служения. В руках архангела мерило и зерцало с инициалами имени Божьего, ноговицы и крылья красно-коричневые, нимб золотой. По правую руку архангела – Св. Илия в коричневой милоти с бирюзовой изнанкой, бело-оранжевом хитоне, со свитком с традиционной надписью («Ревнуя поревновах по Господе Боге»). Слева – Св. Александр Ошевенский в темно-вишневой мантии, бирюзовой схиме и клобуке, голубом хитоне, со свитком, содержащим традиционную надпись-послание преподобного основателя обители: «Не скорбите, братия моя». Все трое Святых (1 Кор.12:28; 3 Макк.6:29) представлены однотипно, фронтально, положения их фигур только немного разнятся жестами. Пропорции тел выверены и благородны, фигуры целиком заполняют средник, ногами, нимбами и краями одежд касаясь полей, что создает эффект насыщенной и монументально-напряженной торжественности образа.

В композиции иконы обращает на себя внимание, как зарифмованы образы святых Александра и Илии: их объединяет коричнево-бирюзовая гамма одеяний, тождество выразительных свитков с каллиграфическим текстом, сам тип их старческих, долгобородых ликов. Композиционное родство, уравнивающее местночтимого святого и величайшего ветхозаветного пророка, оправдано, в том числе, и представлением о монашеском подвиге св. Илии, давшего непревзойдённый пример аскетизма и пустынножитиельства всем инокам последующих эпох, включая и св. Александра Ошевенского, которого композиционный приём «возводит» к св. Илие. Также этих святых объединяет материал нимбов – серебро, в то время как у Михаила нимб сделан золотым «двойником», хотя в остальном святые показаны «изокефалийно», то есть однородно в плане поз и ракурсов.

История образа.

Программа иконы определена частным заказом, она писалась как домовая, однако выбор имен определился, скорее всего, не кругом тезоименитых покровителей заказчика, а сонмом общехристианских и местночтимых святых. Это архаическая черта: культ покровителей, соименных заказчику, и бытование их икон были характерны для аристократических кругов XVI-XVII вв., однако в народной среде, где начала «личной веры» стали проявляться не раньше XVIII в., до позднего времени сохранялась древняя традиция формирования сонмов «домашних святых» из числа общерусских и местночтимых, без дополнительной персонализации. Архангел Михаил – покровитель домашнего скота, гонитель бесов, небесный защитник и проводник души в загробный мир, а также Илия Пророк, владыка природных стихий, покровитель землепашества – главные сакральные фигуры Севера, вместе со св. Николой первенствующие в иконной сюжетике и посвящениях храмовых алтарей. Заметнее локализован по специфике своего почитания образ св. Александра Ошевенского, связанный с определенным регионом – участком Вологодско-Каргопольских земель, практически на стыке которых располагается Успенский монастырь св. Александра. Посвящение монастыря, биография святого (1427-1479, ученик св. Кирилла Белозерского) – связаны с культурой Вологды, а сама обитель стала проводником святости дальше на север, где выходцами из монастыря св. Александра было основано еще шесть святых мест. Это определило значительную роль личности ошевенского преподобного в северных краях от Вологды до Поморья.

Особенности иконописной школы.

Икона выполнена строго традиционно, с использованием типичных для вологодско-каргополького искусства петровского времени приемов. Сама композиция, графика и техника исполнения целиком принадлежат периоду позднего Средневековья в иконе. Это прямоличная и монументально-статичная постановка фигур, условно-линейная, декоративная манера письма, живая пластика складок и разделок в духе вологодского искусства XVII в. Однако чувствуется влияние и Нового времени, выразившееся в началах «живоподобия» в письме ликов, где высветления носят уже не только символический характер, но служат созданию иллюзии объёма. Цветовая гамма иконы также сдвинута от древней палитры к колориту барокко, что выразилось в нарастании розово-бирюзовых тонов, еще не главенствующих, как в живописи XVIII в., но уже явно различимых.

Икона является памятником живописи каргопольских земель конца XVII – начала XVIII вв. Представляет историко-художественную, коллекционную, антикварную ценность.

Автор: И.П. Боровиков, эксперт галереи старинной иконы «Се Вера».

Оставить комментарий