Икона «Св. Параскева Пятница», с приписными святыми Василием Парийским и Дарьей - мастера иконописи Урала
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание иконы.
Святая Параскева (1 Кор.12:28; 3 Макк.6:29) представлена по пояс, фронтально. Она облачена в белый плат с наведенным золотом узором, алый гиматий с золотой каймой, застегнутый на красную фибулу под горлом и расходящийся книзу двумя полами. Десница воздета в двуперстном знамении и вздымает тонкий, как бы невесомый восьмиконечный крест. В левой руке высокий свиток с молитвой Христу об отпущении грехов всякому, молящему Его через посредство св. Параскевы (нимб которой слегка перекрывает белый плат с ликом Спаса Нерукотворного вверху, демонстрируя непосредственную связь святой с Богом). Это моление отправляется тут же, в лице образов покровителей заказчиков иконы на полях. Надписания имени святой расположены на линии их взглядов, тем самым наглядно представляя идею взывания ко Христу с упованием на имя св. Параскевы.
Икона исполнена строго традиционно, демонстративно обходя в своем стиле новшества XVII-XVIII вв. и прямо обращаясь к наследию «строгановской», московской и ярославской школ позднего Средневековья. Приемы линейной стилизации доведены здесь до предела совершенства, что одновременно демонстрирует предельный аскетизм иконы (в особенности строго, жестко текстурированного рисунка лика), наглядный отказ от всякой «живописности», богатство и качество работы. Помимо почти сплошного золота, богатство иконе придают дорогие полнозвучные краски. Нет темных участков, вся поверхность образа состоит из разноцветного сияния мажорных тонов, а сухо отделанное личное, тем не менее, наделено особо яркой светимостью.
История образа.
Святая Параскева Иконийская (Малая Азия) – мученица, пострадавшая при диоклетиановых гонениях около 300г. Имя она получила от благочестивых родителей в честь Страстной Пятницы, дня смерти Христа. Житие святой включает традиционные мотивы праведной жизни, мученичества и явленных чудес. Со временем роль святой в восточнохристианском пантеоне достигла беспрецедентного масштаба. Догматически, в богослужении и иконографии, ее образ послужил символом Страстного дня. Взаимосвязь с сакральным пятым днем недели, Венериным днем древней Европы, предопределила то, что св. Параскева заняла место архетипического женского божества, отчасти сливаясь с образом Богородицы, отчасти представляя ей бытовую альтернативу. Наряду со св. Николой в иерархии мужских святых, св. Параскева возглавила пантеон женских, и с древнейших времен Никола и она – «Христос и Богородица» народной веры.
Представленный образ, однако, полнее свидетельствует о значении св. Параскевы в культуре староверов. Здесь бытовой и фольклорный характер ее роли приглушен, акцентирован именно догматический контекст, проявленный через ее образ. Мученический символ – крест – одновременно и Крест Господень, орудие пятничных Страстей, его форма напоминает об исконной иконографии этого символа, важнейшей для старообрядчества, а вероутверждающий мотив акцентирован двуперстьем, сплетенным с древком Креста. Цвет гиматия – кровь Христа и всех мучеников, в том числе и из числа гонимых никонианами. Важнейший же аспект роли Параскевы – способствование автономизации от официальной Церкви. Текст на свитке – «Господи Христе Боже мой, всякого, призывающего Тя мною... отпусти ему грехи» - обещает личное заступничество святой за призывающих ее имя, позволяя обрести в ее лице предстоятельницу перед Богом независимо от положения молящегося относительно господствующего православия, его священства, алтарей и таинства исповеди в частности. Подобно святым Харлампию, Антипе, Варваре (с аналогичными функциями), а также некоторым типам икон – складням, «Праздникам», походным иконостасам – эта старообрядческая вещь позволяла выстроить вокруг верующего независимое сакральное пространство и не остаться без Божественного покровительства в странствии, изгнании или просто внецерковном бытии.
Характер приемов письма указывает на происхождение иконы с горнозаводского Урала. Здесь в XVIII веке произошел промышленный скачок, благодаря трудам старообрядцев-горнозаводчиков Демидовых, собравших при своих заводах огромные массы переселенцев из староверских общин Севера и Заволжья, в основном поморского и часовенного согласий. Иконописная культура Урала с центрами в Невьянске, Красноуфимске, Верхней Исети и других – выдающееся явление поздней иконописи, предмет многих исследований, государственных и частных коллекций.
Икона "Св. Параскева Пятница" – произведение иконописцев горнозаводского Урала конца XVIII – начала XIX вв. Представляет историко-художественную, антикварную, коллекционную ценность.
Автор: И.П. Боровиков, эксперт галереи старинной иконы «Се Вера».