yandex

Икона «Феодоровская Божия Матерь» - Иконописные мастерские Оружейной палаты

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона «Феодоровская Божия Матерь»
Икона «Феодоровская Божия Матерь»
Иконописная школа/ автор: Иконописные мастерские Оружейной палаты
Местонахождение: Тверская область, Калининский р-н, с. Орша, Вознесенский Оршинский монастырь
Название иконы: Икона «Феодоровская Божия Матерь»
Время создания: Начало ХVIII века
Эпизод в Библии:

Описание иконы.

Образ Пречистой Богородицы «Феодоровская», список с Костромской иконы, считавшийся утраченным после разорения Вознесенского Оршинского монастыря в первые годы советской власти, был возвращен в обитель спустя почти 80 лет.

После хранения в не совсем надлежащих условиях, на пыльном чердаке у одной из бывших прихожанок, он удивительным образом не подвергся разрушающему воздействию времени. Краски иконы остались яркими, Лики Богородицы и Младенца Иисуса не потемнели. Только на ручках Сына остались следы краски, словно капельки крови. При последующей реставрации иконы, от неё исходил чудный аромат ладана.

Специалисты предполагают, что этот образ был написан в начале XVIII века в московских мастерских. Московским мастерам того времени присущ особенный живописный монументальный стиль, воплощающий идеи эпохи. Большое внимание художники уделяют изображению лика. Передавая, с помощью выразительных живописных приемов, внутренний мир образа, раскрывая его чувства и мысли. Прекрасный скорбный лик Матери говорят нам о её великой будущей утрате. Спокойные черты лица – о принятии этого пути. По иконографии образ относится к типу «Умиление». Младенец прильнул к щеке Матери, и обнимает Ее. Но на лике Богоматери - только скорбь и бесконечная любовь к Сыну. Цвет одеяния Божией Матери – пурпурный, символ царской власти, а в православной традиции также и Страсти Христовы. Трогательные обнаженные ножки Младенца говорят о его будущих крестных страданиях.
Оршинская икона отличается от изначального Костромского Феодоровского образа, с которого делался список, большими размерами и особенностями иконографии. Икона написана на золотистом фоне, краски одежд Богоматери и Младенца насыщены и ярки. Нимбы отделены от фона контурными линиями. Пресвятую Деву с Богомладенцем сверху осеняют своими крылами Серафим и Херувимы. Внизу, по обеим сторонам иконы, предстоят великомученики Феодор Стратилат и Меркурий. Они держат в руках свиток, на котором начертан тропарь Богородице: «К Богородице прилежно ныне притецем…»

История образа.

Феодоровская икона Божией Матери, написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, играла важную роль в судьбе династии Романовых, а значит, и России. Феодоровской иконой был, первым из русских царей, благословлен на царство Михаил Феодорович Романов.

Посольство Земского собора прибыло к Михаилу Феодоровичу в костромской Ипатьевский монастырь, куда из Успенского собора принесли и Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы. Мать Михаила Феодоровича, инокиня Марфа, долго не давала согласия на высокое призвание сына. Но после, упав в слезах перед Феодоровской иконой, произнесла: «Да будет воля Твоя, Владычица! В Твои пречистые руки предаю чадо мое! По воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству!».

Среди участников Земского Собора был и настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф. На Уложенной грамоте, в числе других, стоит его подпись. С воцарением Михаила Феодоровича на русский престол, кончилось на Руси и Смутное время. Началось созидание великого государства, ставшего оплотом всего православного мира.

Впоследствии, в честь этого образа, всем представительницам царской династии, переходившим в православие и получавшим православные имена, начиная с XVIII века, давалось отчество «Феодоровна». Считалась, что сама Божия Матерь, становилась при крещении их восприемницей от святой купели.

С историей Оршинского Вознесенского монастыря икона Фёдоровской Божией Матери связана самым тесным образом. Считается, что Оршинская Феодоровская икона Божией Матери была привезена в обитель архимандритом Иосифом. Возвращаясь с Земского Собора 1613 года, на котором Михаил Романов определялся на царство, настоятель доставил в родную обитель список с Костромской Феодоровской иконы. В скором времени от него стали совершаться чудеса и исцеления.

После закрытия и разорения обители в годы советской власти, Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, принадлежавшая Оршину монастырю, находилась на хранении у местных жителей, потом в частной коллекции, а затем была передана в Тверскую картинную галерею, где помещена в экспозиции древних икон.

Но на этом связь Феодоровской иконы с Вознесенским Оршинским монастырём не прервалась. После начала восстановления обители, уже в наши дни, в неё чудесным образом, в июле 1996 года, вернулся еще один список с чудотворного Феодоровского образа Божией Матери. Который также пребывал здесь до революции. Он был найден на чердаке дома в селе Лисицкий Бор, некогда бывшем монастырской вотчиной.

Особенности иконописной школы.

Иконописная школа Оружейной палаты возникла в 40-х годах XVII века, после расформирования иконного приказа. Иконная палата тогда же была приписана к Оружейной. Живописные работы возглавлял мастер Симон Ушаков, а во главе палаты стоял боярин Хитрово, тонкий ценитель искусства.

Для мастеров иконописи Оружейной палаты характерны стремление к передаче объема, построению прямой перспективы, интерес к деталям, объёмным формам, тонкая проработка фона. В цветовой гамме иконописи преобладают оттенки красного, сохраняется золотой цвет фона как символ божественного пространства, но иногда фоном служит и зеленовато-голубой оттенок.

В иконописи сочетаются строгое соблюдение сложившихся православных традиций и иностранные веяния, повлекшие за собой обновление художественных приемов. Это декоративность, детализованность, изобилие форм, архитектурность фонов. Усиливается роль насыщенности композиций и подвижности образных форм. Икона приобретает повествовательность и реализм. Уходит от аскетизма, ясности, символизма и лаконичности древнерусской живописи, предвосхищая появление светского искусства.

Автор текста: Марина Румянцева.






Оставить комментарий