Икона «Чудо Георгия о змие» - Новгородская иконописная школа

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона «Чудо Георгия о змие»
Икона «Чудо Георгия о змие»
Иконописная школа/ автор: Новгородская иконописная школа
Местонахождение: Россия, Москва, Государственная Третьяковская Галерея
Название иконы: Икона «Чудо Георгия о змие»
Время создания: Начало XV века

Описание иконы.

Икона «Чудо Георгия о змие», поступила в собрание Третьяковской Галереи из Музея иконописи и живописи им. И.С.Остроухова в 1929 году. Сюжет иконы символизирует борьбу света и тьмы, добра и зла, высокого и низменного. На ней изображены два антагонистических образа – Святого Георгия (1 Кор.12:28; 3 Макк.6:29) и змия, и добро здесь поражает зло.

Образ написан на сосновой доске размером 39 × 28 см, яичной темперой по левкасу. Георгий изображён сидящем на белом коне, в его правой руке поднятый меч, на земле, под копытами коня, поверженный змей. Слева на поземе — небольшая горка. На Святом Георгии парадные воинские одежды цвета светлой охры и зелени. Серый цвет на доспехах имеет стальной оттенок. Развевающийся сзади плащ цвета блеклой киновари с широкими пробелами живописной трактовки. За спиной Георгия Победоносца изображён щит с ликом солнца, атрибут Божественной защиты. Конь на иконе белого цвета, что может указывать на принадлежность его небесному миру. Шея коня украшена красным платочком с мелким белым узором, а ноги лентами. Упряжь тоже нарядная, живописно орнаментированная. Вохрение светлой охрой с подрумянкой и движками в виде мазков по оливковому санкирю. Позем на фоне зеленый, небольшая горка желтая.

Змий на иконе вопиёт под копытом коня, он хотя и с крыльями, но скорее червь, чем дракон. Крылья этому существу, не имеющему хребта, по сути, не нужны - летать оно не может. Это тоже весьма символично.

Оклад иконы тонкой работы, серебряный с басмением, XVI века.

История образа.

Святой Георгий принял мученический венец в 303 году. Уже на македонских керамических иконах, датируемых IV–VI веками, он изображён поражающим змия. Змей, со времён раннего христианства, иконографически олицетворяет тёмные силы. Наиболее ранние изображения Георгия в виде всадника находятся также и на его родине, в Кападокии. Образ крылатого змия в православном искусстве впервые появляется на страницах греческой псалтыри Лобкова в IX веке. До XVII века на всех известных новгородских иконах «Чудо Георгия о змие» нет никакой растительности, действие происходит в пустыне. Пустом месте, где обычно и гнездится нечистая сила. Змей на иконе не реальное биологическое пресмыкающееся, а лжесущество. «Зло само по себе есть ничто, ибо оно не есть какое - либо существо и не имеет никакого естества» (Авва Дорофей). На новгородском образе XV века Георгий не поражает змея мечом, даже обычного для данного сюжета, копья у него тоже нет. Он побеждает зло силой Божьей. Со временем тема змееборчества становится настолько популярной, что вытесняет остальные сюжеты иконографии каппадокийского великомученика.

Особенности иконописной школы.

Избежавший монголо-татарского нашествия, Новгород испытывал в XIV – XV веках экономический и культурный подъём. Самым плодотворным периодом в развитии иконописи был рубеж XV века. Краски приобретают чистоту, палитра светлеет, из неё исчезают остатки былой сумрачности. Излюбленным цветом мастеров-иконописцев становится киноварь, определяющая мажорный характер всей палитры. Киноварь дается в сочетании с золотом фона, с белыми, зелеными и оливковыми красками.

Новгородская иконопись того времени не любит замысловатых сюжетов. Упрощаются традиционные иконографические типы, отбрасываются все лишние фигуры. Композиции легко обозримы, в них нет вредящей сюжету дробности. Основная сюжетная линия не уходит в сторону, не затемняется второстепенными эпизодами. Скупость в композиционной разработке составляет отличительную черту новгородцев. Они предпочитают простые иконографические изводы традиционных праздников, изображают святых стоящими в ряд. Предпочтение отдаётся полуфигурным образам и житейским иконам, в которых с наглядностью передаются сцены из жизни святых.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий