Икона Божией Матери «Экономисса» - Афонская иконописная школа

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона Божией Матери «Экономисса»
Икона Божией Матери «Экономисса»
Иконописная школа/ автор: Афонская иконописная школа
Местонахождение: Россия, город Ярославль, пос. Толга, 1, Толгский женский монастырь
Название иконы: Икона Божией Матери «Экономисса»
Время создания: ХXI век

Описание иконы.

Чудотворный список иконы Божией Матери «Экономисса (Домостроительница)», находящийся сейчас в Одностолпной палате Крестовоздвиженского храма Толгского женского монастыря относится к образу Панахранта или Всецарица. Этот список с чудотворной афонской иконы, которая никогда не покидала пределов Святой Горе Афон, был сделан старцами-келиотами Лавры Святого Афанасия специально для Толгского монастыря.

На иконописный тип Всецарица указывает сама композиция образа Божией Матери, восседающей на троне в царских одеждах с Младенцем Иисусом, и окружённой склонившимися к ней Святыми, Ангелами и Архангелами. Три звезды на бордовом мафории Богоматери, на её голове и плечах, обозначают непорочное зачатие, рождение и смерть Иисуса. Младенец Иисус, также в одеждах царского достоинства, золотого и голубого цветов, изображён благословляющим.

Святые, помещённые на иконе, в том числе и Святой Афанасий, основоположник обители, держат в руках модели храмов Лавры, которая была спасена Богоматерью от разорения и до настоящего момента процветает её попечительством. В Афанасьевской Лавре нет послушания эконома, Экономисса там сама Царица Небесная.

Символика иконы говорит о том, что Божия Матерь не оставляет своим попечением тех, кто ведёт праведную жизнь. Кто собирает свои сокровища на Небе, молится и трудится во славу Божию.

Считается, что в быту икона Божией Матери «Экономисса» помогает решать хозяйственные проблемы в семье, в бизнесе, способствует возврату долгов и обретению благополучия.

Празднование в честь иконы Божией Матери «Экономисса» - 5 (18 – ст. стиль) июля.

История образа.

История Чудотворной иконы Божией Матери «Экономисса (Домостроительница)» тесно связана с историей Лавры Святого Афанасия на горе Афон. Сама же Святая Гора считается уделом Богоматери, отданным ей во владение самим Иисусом.

По легенде, во время строительства в X веке Святым Афанасием Лавры, случился неурожай, и братия, не вынеся голода, разошлась. Самым последним покинул обитель Афанасий. На скорбном пути ему встретилась женщина под воздушным покрывалом голубого цвета. Инок не только удивился, но и возмутился, ведь женщинам вход сюда был невозможен. А на её вопрос о том, куда он идёт, ответил без подобающей вежливости. На что получил вразумление: «Ты должен иначе, нежели обыкновенные люди, отвечать, быть простодушным, доверчивым и скромным, ведь ты инок. Я желаю знать, куда ты идешь, знаю твое горе, и все, что с тобою делается. Я могу тебе помочь. Но прежде желаю услышать от тебя самого – куда ты?». Афанасий рассказал ей о причинах, заставивших его покинуть лавру. «И этого ты не вынес? Ради насущного куска хлеба ты бросаешь свою обитель, которая должна быть в роды родов славною? В духе ли это иночества? Где ж твоя вера? Воротись, и я тебе помогу, все будет с избытком тебе даровано, только не оставляй своего уединения, которое прославится и займет первое место между всеми возникшими здесь обителями. Я Матерь Господа твоего. Видишь этот камень? Ударь в него твоим посохом, и тогда узнаешь, Кто с тобою говорит. Только знай, что с этой поры Я навсегда остаюсь Домостроительницею твоей лавры».

Афанасий ударил посохом в камень. Камень распался, и из трещины забил ключ. Пораженный Афанасий обернулся, чтобы припасть к ногам Богородицы, но Её уже не было. Святой вернулся в обитель и нашел, что все кладовые доверху наполнены необходимым. С тех пор в Лавре, по воле Царицы Небесной, нет должности эконома, а существует лишь должность помощника Экономиссы. Управительницей же монастыря считается сама Богородица. Вскоре после чудесной встречи, в монастыре была написана и сама икона Домостроительницы.

Великая Лавра никогда более ни в чем не нуждалась, и все экономические дела решались по воле Божией Матери. Источник и сейчас обильно струится, утоляя жажду и подавая исцеление страждущим.

Особенности иконописной школы.

Афонская икона (икона поздней афонской школы) — иконописный тип, сложившийся в конце XIX— начале XX веков на Афоне. Школа приняла в себя традиции греческой иконописи византиийского и поствизантийского периодов.

Иконные доски, часто крупного формата, левкасятся по паволоке. Для позднеафонской иконописи характерен крупные монументальные силуэты, четко выделяющийся на золотом фоне. Светотеневая моделировка делается с мягкими переходами тона и базируется не на натурном наблюдении за освещенностью объекта, а на умозрительном построении формы. Многослойная живопись маслом не образует никакого рельефа на поверхности доски. Трактовки ликов условные и нейтральные, максимально удаленные от всякого подобия «портретности». Рисунок не стремится к анатомической правильности, часто - с укрупненными чертами ликов и силуэтами кистей рук.

Иконы праздничного цикла раньше встречались редко, однако сейчас афонским иконописцам удалось разрешить задачу многофигурной композиции. Но их иконы, по-прежнему напоминают, скорее, примитивные живописные картины.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий