yandex

Икона «Богоматерь Казанская» - мастера Костромских земель

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона «Богоматерь Казанская»
Икона «Богоматерь Казанская»
Иконописная школа/ автор: мастера Костромских земель
Местонахождение: Россия, частная коллекция
Название иконы: Икона «Богоматерь Казанская»
Время создания: конец XVII - начало XVIIIв.
Эпизод в Библии:

Описание иконы.

Фон иконы украшен необычным орнаментом в виде спиральных розеток. Его форма тесно связана с «гравюрной» декорацией, привнесённой в русское искусство мастерами Оружейной палаты (в свою очередь, заимствовавших эти мотивы из искусства европейского ренессанса и барокко). Орнамент не только зрительно обогащает образ, он ещё и призван имитировать дорогой «басменный» оклад. Поля и венец иконы могли быть прикрыты серебряным убором и орнаментированный фон красиво сочетался с ним.

Икона исполнена в согласии со средневековой традицией, соблюдённой во всём, от обработки доски до техники живописи. Исполнение ликов красноречиво демонстрирует близость стилистики образа культуре ярославско-костромского региона. Именно здесь была выработана столь своеобразная версия «живоподобия», отличного от опирающегося на ренессансный идеал столичного варианта. Световая «маска», данная очень контрастно, сочетающая обширные белильные плави с резкими, почти орнаментальными акцентами, резкая двойная белильная опись миндалевидных глаз, начертание губ, кажущихся живыми и улыбающимися и вместе с тем образующих самостоятельную орнаментальную «розетку» - всё это находит аналогии в народной живописи костромской земли Петровского времени. Цветные лаки – «баканы», красный и тёмно-зелёный, в таком обилии и качестве применялись также в основном в Поволжье, и их насыщенная гамма в сочетании с густым и горячим колоритом образуют узнаваемую костромскую палитру. Произведение с большой вероятностью связано с культурой этого знаменитого художественного центра.

История образа.

Казанская - самый известный в России вариант иконографии Богоматери Одигитрии (Путеводительницы), древний подлинник которой был чтим в Византии и, по преданию, принадлежал кисти самого евангелиста Луки. Композиционно образ Казанской является сокращённым вариантом - центральным фрагментом полнофигурного изображения Одигитрии. Согласно канону, Богоматерь изображена погрудно, её руки не показаны, голова слегка склонена вправо от зрителя, фронтально представленный младенец Христос пишется с благословляющей десницей. Это одна из простейших по композиции и вместе с тем визуально внушительнейших икон Богоматери.

Примечательно, что Казанская получила в наследство от легендарного протографа не только облик, но как бы и чудодейственную силу. Название Одигитрия-Путеводительница по традиции связывается с первым чудом святого образа – исцелением слепых. Нашей Казанской тоже приписывалась благодать к прозрению ослепших очес. В народном представлении этой иконе была также усвоена ещё одна важная роль – спасительницы от пожара. Видимо, это связано с историей обретения иконы на пепелище. Согласно легенде, именно на месте сгоревшего дома девочка Матрёна, дочь казанского воеводы Пашкова, нашла в 1579г. икону Казанской.

Необходимость в местной святыне, осеняющей дикий, недавно христианизированный край, способствовала возникновению массового почитания иконы как хранительницы всех новоприобретённых Русью восточных земель. На пожертвования царя Иоанна IV в Казани был сооружён посвящённый новообретенной иконе монастырь. Позже, когда икона была поднята в ополчение Минина и Пожарского во время событий 1612г., с ней связалось народное представление о победе над интервентами, а строительство в 1630-х годах Казанского собора на Красной площади в Москве закрепило культ образа в Центральной России, придав ему царский, столичный статус. Почитание иконы как воинской добавочно упрочилось после одержания 22 сентября 1812 г. первой крупной победы над войском Наполеона в Вяземском сражении.

Тем самым, на уровне великодержавной риторики, икона стала одним из главных сакральных воинских символов России. Казанской служились молебны во всех случаях государственных потрясений, икону поднимали в войска во время военных кампаний. Наряду с иконами св. Георгия, Спаса Нерукотворного и Богоматери Знамение, Казанская часто избиралась в качестве «полковой», в её честь освящались алтари храмов и памятные часовни, связанные с военными событиями русской истории. В народе до позднейшего времени сохранялось почитание ее как целительницы, охранительницы от злых сил и напастей. Казанская как бы возглавляла пантеон образов Богородицы в крестьянском моленном обиходе.

Икона – памятник живописи Костромских земель конца XVII - начала XVIIIв. Представляет коллекционную, историко-художественную и антикварную ценность.

Автор: И.П. Боровиков, эксперт галереи старинной иконы «Се Вера».

Оставить комментарий