Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
При создании картины «Иисус со святым Иосифом-плотником в его мастерской» Жорж де Латур опирался на известный евангельский факт, что Иосиф был плотником (Мф.13:55), а евангелист Марк называет плотником и самого Иисуса (Мк.6:3). Изображения Христа в плотницкой мастерской вместе с Иосифом довольно редко встречаются в западноевропейском искусстве.
Вместе с Девой Марией Иосиф участвовал в воспитании ее сына, который «был в повиновении у них» (Лк. 2:51). Он был покорный воле Бога человек, праведник, которого слушался Сам Иисус Христос.
На рост почитания Иосифа большое влияние оказали нищенствующие ордены. В XVI-XVII веках его почитание распространилось во Франции, где было поддержано кардиналом Пьер де Берюлем, святым Франциском Сальским, а также иезуитами. Французские кармелиты объявили Иосифа своим покровителем.
В первой половине XVII в. появились особые католические конгрегации, посвященные Иосифу Обручнику. Почитание Святого Иосифа, младенца Иисуса и Креста были особенно популярны в XVII веке у францисканцев, имевших значительное влияние в Лотарингии.
На полотне де Латура мы видим мальчика Иисуса, держащего зажженную свечу перед Иосифом-плотником, который работает в ночной темноте. Хотя в руках у Иисуса горящая свеча, источником света на картине является нежное лицо мальчика, сидящего перед отчимом.
Иосиф, наклонившись вперед, при помощи плотницкого инструмента сверлит отверстие в брусе, лежащем на полу. Расположение кусков дерева напоминает крест и указывает на будущую мученическую смерть Христа.
Мастерская погружена во мрак, свет выхватывает из темноты призрачные очертания фигуры плотника, его сильные мускулистые руки с засученными рукавами и бородатое лицо с нахмуренным лбом. На полу лежат плотницкие инструменты и стружки дерева, реалистично написанные художником.
Де Латур противопоставляет внушительное грубое телосложение старика фигуре сидящего напротив ребенка, подчеркивая его невинность и чистоту. Этот контраст усиливает свет, исходящий от лица Христа, и свет свечи, проходящий через нежную руку ребенка. Таким образом мастер подчеркивает присутствие божественного в обыденной жизни. Использование этого приема характерно для произведений Жоржа де Латура, которые, несмотря на свою лаконичность, отличаются удивительной выразительной силой. Изображая вымышленную сцену, которая могла иметь место в жизни Святого семейства, де Латур создал картину, являющуюся по своей сути предзнаменованием Распятия Христа и его будущего Воскресения.
Картина, как и большинство картин художника, написана в теплой красно-коричневой гамме, благодаря которой кажется, что от свечи исходит не только свет, но и тепло.
История создания
Исследователи считают, что в картине де Латура ощущается влияние францисканского монашеского ордена и идей Святого Франциска Сальского (1567 — 1622 гг.). Его трактат «Введение в благочестивую жизнь» был опубликован в 1609 году. В нем Святой Франциск описывает концепцию внутреннего совершенства и духовного восхождения как идеала полной реализации человека, доступного для всех, говорит о необходимости соответствия личного благочестия социальному статусу, занятиям и обязанностям каждого человека, выступает с критикой кальвинистского учения о предопределении.
Картина была передана в дар Лувру в 1948 году Перси Муром Тернером в память о своем друге Поле Жамо, бывшем главном хранителе Отдела живописи.
Отношение автора к вере
Жорж де Латур был воспитан в католической традиции. Главными темами его произведений были библейские сюжеты, которые давали возможность художнику раскрывать проблемы рождения, смирения, сострадания, жизни и смерти. В его полотнах за внешним лаконизмом и простотой скрывается присутствие божественного чуда, тайны, иного бытия. Погружая персонажей во мрак ночи и помещая на картине единственный источник света, мастер акцентирует внимание зрителя на главном, наполняя его особенным смыслом. Свет в картинах художника имеет символическое значение.
Изображаемые де Латуром ночные сцены, вероятно, связаны с ключевым понятием мистики Святого Хуана де ла Крус (1542 — 1591 гг.) - «ночью человеческой души», о которой он писал в своей поэме «Темная ночь», опубликованной на французском языке в Париже только в 1622 году. Ночь интерпретируется им как один из видов общечеловеческого и христианского опыта. Она должна исчезнуть, уступив место Божественному свету.
Биография
Жорж Дюмениль де Латур родился в 1593 году в состоятельной семье булочника Жана де Латура и его жены Сибиллы в городке Вик-сюр-Сей в Лотарингии. Отец художника был состоятельным и уважаемым в городе человеком: жители города часто приглашали его стать крестным отцом для своих детей или свидетелем на церемонии бракосочетания. Об этом свидетельствуют дошедшие до нашего времени приходские книги. Всего в семье де Латур было семеро детей.
Маленький Жорж получил хорошее начальное образование, о чем говорит сохранившийся фрагмент его письма, который демонстрирует прекрасную каллиграфию и знание правил грамматики. Вероятно, первым учителем рисования мальчика стал Клод Дого (1570 — 1636 гг.) – единственный художник в городе. Возможно, Жан ездил учиться в Италию или Нидерланды. В его творчестве заметно влияние голландских утрехтских караваджистов: Хендрика Тербрюггена и Геррита ван Хонтхорста. Есть предположение, что он учился в столице герцогства Лотарингия Нанси в мастерской французского живописца и гравера Жака Белланже (1575 — 1616 гг.).
Сохранилась нотариальная запись от 1617 года, свидетельствующая о бракосочетании между Жоржем де Латуром и Дианой Ленерф, уроженкой Люневиля. В качестве приданного художник получил дворянский титул, так как отец невесты принадлежал к числу самых богатых жителей Люневиля и служил при дворе герцога Лотарингии Генриха II.
В 1618 году умирает отец де Латура, а в 1620 г. и его тесть. Молодая семья получает солидное наследство и переезжает из Вика в Люневиль. Здесь де Латур обзаводится просторным домом с мастерской. Хотя в Люневиле в то время насчитывалось всего 25 тысяч жителей, герцог Лотарингии решил построить здесь свой замок и присвоить городу статус герцогской резиденции. Де Латур быстро становится востребованным художником, который продает свои работы для украшения интерьеров строящегося замка. До смерти герцога в 1624 году Латур, в основном, работает для двора, затем его заказчиками становятся зажиточные горожане. Основной темой картин художника были религиозные и жанровые сцены, пользовавшиеся популярностью у местной знати. Художник приобретает известность, в мастерскую де Латура со всех концов Лотарингии стекаются молодые таланты, чтобы поступить к нему на учебу.
В 1620-х годах Лотарингия оказывается в эпицентре войны между Испанией и Францией. В 1631 году в городе разразилась эпидемия чумы, а в 1638 году Люневиль был разграблен и сожжен французскими войсками. Большая семья де Латура, в которой имелось десять детей, бежала в Нанси. В 1639 году де Латур отправляется в Париж, где представляет Людовику XIII свою картину «Мученичество Святого Себастьяна», которая произвела на монарха огромное впечатление. Де Латур на недолгое время становится королевским художником, получив звание Ординарный живописец короля, выполняет заказы для Людовика XIII, кардинала Ришелье, других приближенных короля. Однако, в начале 1640-х годов де Латур возвращается на родину, где выполняет заказы назначенного королем Франции губернатора Лотарингии де Ла Ферте-Сектора, который стал поклонником его таланта. Среди этих работ: «Рождество» (1644 г.), «Раскаяние апостола Петра» (1645 г.), «Мученичество Святого Себастьяна» (1649 г.), «Отречение апостола Петра» (1651 г.).
Для картин художника характерна строгая композиция с небольшим числом персонажей, конструктивная ясность, четкость силуэта, резкие светотеневые контрасты в караваджистском стиле, монументальность, статика, внимание к деталям.
Расположение Лотарингии между Германией, Францией и Нидерландами предопределило влияние на Латура голландской жанровой живописи. Его художественный язык стал предвестником французского классицизма. Художник не подписывал свои работы, поэтому авторство многих приписываемых ему картин до сих пор остается спорным.
Жорж де Латур умер в 1652 году в Люневиле. Этьен, сын художника, тоже стал живописцем и работал в отцовской мастерской. Вероятно, он является создателем некоторых копий картин отца.
По иронии судьбы, несмотря на славу при жизни, де Латур был забыт вскоре после смерти. Впоследствии сохранившиеся работы художника приписывались Веласкесу, Мурильо, Герриту ван Хонтрхорсту. К началу XX века его авторство признавалось лишь за двумя полотнами «Сон Святого Иосифа» и «Отречение Святого Петра» с авторской подписью, хранящимися в Музее изящных искусств Нанта. Однако в 1915 году, благодаря исследованию немецкого искусствоведа Германа Фосса, мировая история искусства вновь открыла имя этого выдающегося живописца. Оказалось, что в различных музеях мира хранится несколько десятков картин, написанных в той же манере и тем же автором. На сегодняшний день известно около пяти десятков полотен де Латура.
Автор текста: Липатова Елена Владимировна.