Слушать произведение

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

Идиот
Идиот
Автор: Достоевский Федор Михайлович
Жанр: Роман
Дата создания: 1869 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

В «Идиоте», как известно, Достоевскому хотелось представить на суд читателя отображение Христа в лице своего современника, однако замысел, кажется, так и не нашел полного и нужного воплощения: слабость образа главного героя позже признавали и критики, и сам Достоевский.

Мышкин и вправду мог бы стать частичным и отраженным образа Христа в человеке Х1Х века, если бы не привязанность Достоевского (поистине роковая если не для него самого как писателя, то уж точно для его поэтической системы) к мелодраматическим перипетиям, касающимся отношений мужчин и женщин, и едва ли не более всего сказавшаяся именно в «Идиоте». Своего в сущности бесполого, бесстрастного, или, по крайней мере, не склонного к мелодраматичной страстности героя (здесь я имею ввиду не собственно героя Достоевского, как он написан им, вовсе не чуждого отмеченным свойствам, но лишь архетип его характера) он вписывает не только в треугольник, двумя остальными точками которого, кроме него, являются Настасья Филипповна и Рогожин, оба до краев переполненные плотскими страстями, но еще пытается дополнить этот треугольник не имеющей к нему отношения линией тоже весьма страстной Аглаи, чем дополнительно выставляет Мышкина неким истуканом, окунаемым в кипящий страстями котел. Естественно, что очутившись в такой вредной для своей натуре обстановке, герой в результате терпит сокрушительнейшее поражение – и не в последнюю очередь, как носитель христианской идеи. И дело, кажется, вовсе не в том, что его христианское устроение оказывается ненужным и даже вредным в среде, в которую он попадает волею обстоятельств; дело в том, что между ним и этой средой пропадает дистанция, которая возможна была бы у другого автора.

Но не у Достоевского; удивительно ли, что чем дальше, тем больше герой в этой среде попросту растворяется – и то позитивно-исправляющее, что мог бы он внести в нее, в конечном счете пропадает втуне или же оборачивается своей противоположностью: гибнет Рогожин, перейдя от ада любовного в самый что ни на есть реальный ад; гибнет Настасья Филипповна – пускай и мученически, но тоже даже в свою самую последнюю минуту в этой жизни не отказавшись от ада, который сама же для себя большую часть жизни и создавала; остается духовно бесплодной Аглая, упорядочением судьбы которой было занято столько людей, включая в их число и обольщающегося и на этот счет князя. И все потому только, что много обещавшую в самом первом своем зарождении идею автор последовательно губил своей приверженностью к чувственному мелодраматизму.

«Удивительно хороша», - произносит Мышкин, бросив беглый взгляд на портрет Настасьи Филипповны, причем, что не забывает добавить Достоевский, с жаром. Какого, так сказать, свойства этот жар – сомнений, кажется, быть не может. Соотнеся эту фразу со следующим далее признанием князя: «я не могу женится ни на ком, я не здоров», а также всю последующую историю взаимоотношений его с Настасьей Филипповной (да и с Аглаей) можно воспринимать в том числе еще и в чисто физиологическом аспекте, от души сочувствуя ее участникам.

В контексте этого физиологического аспекта наклонности в любовной сфере князя странным образом сходятся со склонностями опытнейшего и утонченнейшего развратника Тоцкого, который, по словам Достоевского, «ценитель красоты был чрезвычайный и знаток безошибочный». И так же, как Тоцкий развращает Настасью Филипповну физически, так и Мышкин, осмелимся предположить, развращает ее морально, не принимая во внимание ее пылкое воображение, дающее повод к обретению не могущих быть осуществленными надежд.

Правда, истерики Настасьи Филипповны вполне могут вытекать из особой возвышенности души, жаждущей высшей правды. Но такой ли уж вышней, должен задуматься здесь читатель: ведь высшая достижима лишь через смирение мятущейся души и искреннее прощение причиняющих ей зло; низшая же желает установления справедливости на земле, и при чем в своих собственных о них представлениях. Желание высшей правды на земле ведет героиню к демонической гордыни, эгоистически замкнутая в себе, она ведет себя так, как будто только она одна и страждет в этом мире. И тогда, вроде бы, князь-Христос должен восприниматься как печальник за это не могущего вырваться из своего демонского состояния угнетаемого им безумное человеческое существо. Однако, с самого начала их знакомства настораживает то, что не только Мышкин воспринимает Настасью Филипповну как богиню, но и она сама свои отношения с ним выстраивает как с Богом, в которого она поверила после длительных душевных метаний, а он этого мало того, что не замечает, но не придает никакого значения. А ведь в случае разочарования, это вера, которая очевидно не будет готова к общению со своим прежним кумиром на прежней высоте, обернется некой противоположностью. Вот и определение «эта женщина явится и разорвет судьбу его, как гнилую нитку» - такое уподобление с гнилью звучит довольно странно применительно к жизни образцового христианина, каким Достоевскому хотелось представить Мышкина.

Скорее всего, все таки, участие Мышкина в судьбе Настасьи Филипповны отнюдь не продиктовано чувством чистого сострадания, оно в значительной части приправлено влечением плотским, причем без возможности его реализации, что прекрасно осознают и он, и она. Правда , что князь действительно ценит женщин за их страдания, но заметим же, до чего неодинаково. Чисто духовной была его забота о Мари в Швейцарии; благодаря ей, как признается сам Мышкин, он был счастлив. Но ни отношения с Настасьей Филипповной, ни с Аглаей чувством счастья никак не отличаются. Как раз наоборот.

Обратим внимание на едва ли не религиозного свойства остолбенение, напавшее на князя при виде женщины, из которой, еще не видя ее, он сотворил у себя в уме некое божество. Мари была некрасива, красота Настасьи Филипповны вызывает почти единодушное восхищение окружающих, Мышкина, прежде всего. Красоту некоторых людей еще весьма проницательные люди эпохи средневековья определяли термином красота дьявола. Не из-за этого ли неосознания природы красоты героини разрушается и двоится структура романа и явным образом ослабляется христианская его мысль, так и не смогшая ни разу на его протяжении прозвучать в должной мере: сам же Достоевский признается, что та главная мысль, которую хотел вложить в свой роман, который он определяет как неудачный, прозвучало в десять раз слабее, чем должно было прозвучать.

И, наконец - относительно чистоты веры князя во Христа. Дело в том, что, хотя Достоевский и раннее неоднократно отмечал в князе любовь к русскому, в том числе и к русской религии, нигде ни одним намеком не был отмечен факт, что Мышкин хоть в какой-то мере является воцерковленным человеком. И вправду: не говоря уж о том, где бы и когда мог воцерковиться Мышкин, в раннем детстве вывезенный в Швейцарию и проживший там (при чем в глухой горной деревушке) всю жизнь, его как-то трудно представить молящимся в православном храме, где его, в связи с его интересом к людям, то и дело притягивало бы к себе то или иное лицо, в особенности женское. Но ладно бы еще храм – мы ведь ни разу не видим князя молящимся. Посему при слушании монолога князя по поводу предательства католичеством Христа, он поневоле ассоциируется с Шатовым из Бесов, который, по его же собственным словам, любит Россию, любит и ее веру, но вот насчет впущения этой веры вовнутрь себя – тут он пасует.

Отметим еще одну интересную деталь, несколько раз всплывающую в тексте; она прямо касается отношения князя к Аглае и очень много, на мой взгляд, говорит о скорее мечтательном, нежели реальном видении князем людей: «он начал приглядываться к Аглае, и по пяти минут не отрывал взгляда от ее лица; но взгляд его был странным: казалось, он смотрел на нее как на предмет, находящийся от него за две версты, или как бы на портрет, а не на нее самое». То же самое - сотней страниц далее: «он вглядывался в нее так, как будто не видя ее пред собою».

Держа в уме только что отмеченное свойство князя глядеть не внутрь людей, а сквозь них, мы можем задать себе и более важный вопрос: а обладает ли он действительной глубиной чувств, которые приписывают ей и автор, и главный герой романа, Настасья Филипповна?

В тексте есть неоднократно повторяющиеся фразы о страхе Мышкина перед своим кумиром, в особенности недвузначно он высказывает его в разговоре с Евгением Павловичем. Страх может и должен быть чувством вразумляющим, но князь снова и снова летит на опасный огонь. А ведь время, проведенное рядом с возлюбленной, задним числом ему видится «вереницей часов, лихорадочных и тоскливых». Кстати же, и за Аглаей он тоже идет «как невольник». Кажется, это вынужденность в ущерб себе – существеннейшая, хотя едва ли не единственная черта Мышкина, в какой-то степени могущая служить рискованному уподоблению его Христу. Но учтем и пассивность в приношении жертв во имя, но не во благо другим, что существеннейшим образом отделяет эти жертвы от созидательно-мужественной жертвы Господа.

История создания.

Роман «Идиот» был завершен Достоевским 17 января 1869 года. Это один из наиболее трудно писавшихся произведений писателя – что и понятно, учитывая сложность темы и, прежде всего, главного образа. В центре других его произведений – образы героев, так или иначе бунтующих против Бога. Здесь же главным героем должен был стать «положительно-прекрасный» человек, долженствующий, в идеале, быть сопряженным с образом Христа.

Писался роман за границей. Достоевский начал его 14 сентября 1867 года в Женеве, работа продолжалась в Вене, Милане, Флоренции – везде, куда Достоевский перемещался в своих путешествиях по Европе. Основную работу предваряла основательная подготовительная стадия. Начав роман, Достоевский то и дело заходил в тупик, перебирал различные варианты, оставлял начатый и приступал к другому. В подготовительных набросках к первой редакции сосуществовало девять хронологически разных сюжетных пластов. Затем, начиная с октября 1867 году замысел начинает сужаться, сюжетные линии начинают более или менее приобретать тот вид, который мы знаем. Появляется очень важное определение характера героини: «жажда красоты и идеала и в то же время 40% неверия в него, или вера, но нет любви к нему. «И бесы веруют и трепещут». И еще одно, предваряющее образ Мышкина: «Любовь – 3 фазиса: мщение и самолюбие, страсть, высшая любовь – очищается человек». Мышкин видится Достоевскому как юродивый, противостоящий вихрю страстей, в центре которого – он сам.

Основываясь на этих эскизах, Достоевский начал еще одну версию, но очень скоро оставил. И только в середине декабря озарился новой задачей – вывести образ «вполне прекрасного человека», образцом для которого ему представлялись Дон Кихот и Пиквик, но только без присущего этим персонажам комизма. Единственное же «положительное прекрасное лицо» для него был Христос (в набросках того времени героя романа Достоевский именует Князем Христом). Образу Мышкина предшествовал также целый ряд его собственных героев: Ордынов («Хозяйка»), Метатель из «Белых ночей», Иван Петрович и Алеша Валковский из «Униженных и оскорбленных», полковник Ростанев из « Села Степанчикова». В Мышкина автор вложил и свои собственные черты.

В конце декабря дело сдвинулось с мертвой точки: Достоевский написал около шести печатных листов и дальше работал в ускоренном темпе, постоянно ориентируясь на сроки, оговоренные при получении аванса.

В набросках ко второй редакции 12 марта 1868 года Достоевский варьирует прежнюю формулу: «В романе три любви: 1) Страстно-непосредственная любовь – Рогожин. 2) Любовь из тщеславия – Ганя. 3) Любовь христианская – Князь». Там же определена и главная задача: «восстановить и воскресить человека» (Настасью Филипповну).

Все эти задачи, на наш взгляд, были выполнены лишь отчасти.

В целом, роман был завершен к концу 1869 года. Заключительные главы и «Заключение» были опубликованы вышли в свет в виде отдельного приложения к журналу «Русский вестник» в феврале 1869 года.

Отношение автора к вере.

Достоевский родился в верующей православной семье. Верующими были отец и мать, братья и сестры. В детстве Достоевский ежегодно совершал паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Впоследствии он тепло вспоминал причастие в деревенском храме, во время которого «голубок пролетел через церковь из одного окна в другое», Богородичную молитву с няней перед сном: «Все упование на Тебя возлагаю, Матерь Божия, сохрани мя под кровом Твоим», любовь к которой пронес через всю жизнь и впоследствии читал детям перед сном. Огромное впечатление на него производило и чтение Евангелия.

Верующим оставался Достоевский и в юношестве, и во время учебы в Инженерном училище – до того, что она вызывала насмешки у сокурсников.

После опубликования в 1845 г. «Бедных людей», принесших ему всероссийскую славу и сближения с Белинским, религиозность Достоевского терпит значительный урон. Вспоминая те годы, Достоевский признавался даже, что на некоторое время он утратил Христа в связи с преображением в европейского либерала. Тогда же он разочаровывается в институте Православной Церкви, перестает бывать на службах, на исповеди, несколько лет не причащается, сомневается в божественности Христа, но перед личностью и подвигом Спасителя даже и тогда испытывает чувство преклонения.

Два года спустя, после ссоры и прекращения общения с Белинским Достоевский возвращается к Церкви. Воспоминаниям тогдашнего его друга С. Д. Яновского характеризуют его как верующего, любящего Христа человека, неформально придерживающегося устава Церкви, а также следующий факт: «Вернейшее лекарство у него всегда была молитва. Молился он не за одних невинных, но и за заведомых грешников».

Впрочем, согласно многим свидетельствам, до 1871 г. в церковь Достоевский ходил не часто, любовь к русскому православию развивалась у него медленно и постепенно. Показательно, что стоя на эшафоте в ожидании смерти, Достоевский отказался от исповеди и причастия, хотя с его собственных слов известно, что в эти секунды он переживал сильнейшее религиозное потрясение, способствовавшее переоценке прежней жизни. Так же, пребывая в заключение в Петропавловской крепости, Достоевский читает Библию, присланную ему братом (впоследствии он рассказывал, что чтение Библии в заключении положило начало его духовному перерождению). Его чтением в то время были и сочинения святителя Дмитрия Ростовского. Взятую с собою на каторгу Библию украли во время дороги в Сибирь, но зато полученное в Тобольске от жен декабристов Достоевский в течении четырех лет ежедневно перечитывал на каторге, за время пребывания на которой значение Церковных Таинств для него стало потребностью, а после каторги Достоевский знакомится и с трудами Отцов Церкви.

Окончательно и бесповоротно Достоевский возвращается к православию только в 60-е годы. Именно тогда в своих произведениях он начинает разрабатывать религиозную тему, которая с этих пор становиться для него магистральной. Уклон в сторону православия очень явно выражается в публицистике, которую Достоевский печатал в редактируемом им журнале «Время» (начиная с 1863 года), причем не столько в усмотрении положительной ценности Православия, сколько в обличении католицизма, к которому он сохранил неприязнь до самой смерти.

Окончательно Достоевский обретает себя как православного человека в последние десять лет жизни, после женитьбы на Анне Григорьевне Сниткиной, всю жизнь сохранявшую связь с Церковью и ходящей в храм по воскресным и праздничным дням. Общую свою семейную жизнь они строят на молитве и на подчинении Божьей воле, что зафиксировано на многих страницах воспоминаний жены: и то, как Достоевский молился за детей, и как читал с ними молитвы на сон грядущий, и как с детьми и женою постился, посещал храм, исповедовался и причащался – в частности, на службах Страстной и Пасхальной недель. В особенности любил бывать в Знаменской церкви, где его знали многие прихожане.

Последние три дня жизни, когда стало ясно, что жизнь подходит к концу, Достоевский вел себя как твердо верующий православный христианин. Когда началось горловое кровотечение, попросил сходить за священником, долго исповедовался. После причастия благословил жену и детей, перед смертью попросил дать ему Евангелие, подаренное женами декабристов. вечером он отдал это евангелие старшему сыну и через два часа скончался. Все это время, по свидетельству жены «по умиротворенному виду его было ясно видно, что мысль о смерти не покидает его и что переход в иной мир ему не страшен».

Стоит добавить, что самым любимым русским святым был для Достоевского святитель Тихон Задонский. Трижды посещал он и своего современника – оптинского старца Амвросия. Оба они стали прототипами героев двух его романов.

Биография.

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве во флигеле Мариинской больницы для бедных.

Первая книга, по которой дети учились читать, — «Сто четыре Священные Истории Ветхого и Нового Завета».

С сентября 1834 года вместе с младшим братом отдан в пансион Чермака, считавшийся одним из лучших частных учебных заведений в Москве.

В 1837 году умерла мать. В том же году отец отдает братьев Федора и Михаила в Главное инженерное училище в Петербурге.

По окончании училища в 1843 году Достоевский был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета следующего года, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и 19 октября 1844 года получил увольнение от военной службы в чине поручика.

В конце мая 1845 г. Достоевский завершил свой первый роман «Бедные люди», который сделал его знаменитым еще до публикации, состоявшейся в январе 1846 г. Однако следующее произведение – «Двойник» постигла неудача. После этого стал публиковаться в «Отечественных записках», издаваемых Краевским. В этот же период были написаны повести — «Хозяйка» (1847), «Слабое сердце» (1848), «Белые ночи» (1848).

С конца января 1847 года Достоевский начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы», а осенью 1848 года познакомился со Спешневым, вокруг которого вскоре сплотилось семеро наиболее радикальных петрашевцев, составив особое тайное общество. После того, как в кружке еще одного петрашевца С. Ф. Дурова Достоевский несколько раз читал запрещенное «Письмо Белинского к Гоголю», 23 апреля 1849 г. он, в числе многих петрашевцев был арестовани провёл 8 месяцев в заключении в Петропавловской крепости.

13 ноября 1849 года Военно-судная комиссия приговорила Ф. М. Достоевского к лишению всех прав состояния и «смертной казни расстрелянием». 19 ноября смертный приговор Достоевскому был отменён с осуждением к восьмилетнему сроку каторги. В конце ноября Император Николай Первый при утверждении подготовленного генерал-аудиториатом приговора петрашевцам заменил восьмилетний срок каторги Достоевскому четырёхлетним с последующей военной службой рядовым.

Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. Ко времени пребывания писателя на каторге относится первая медицинская констатация его эпилипсии.

В конце февраля 1854 года Достоевский был отправлен рядовым в полк в Семипалатинск, затем произведён в унтер-офицеры, а некоторое время спустя – в прапорщики.

Помилование Достоевскому (то есть полная амнистия и разрешение публиковаться) было объявлено по высочайшему указу 17 апреля 1857 года, несколько раннее, 6 февраля 1857 года Достоевский обвенчался со своей первой женой Марией Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке.

В 1859 году, после выдачи временного билета на жительство и поселения Достоевского в Твери, были опубликованы повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», но уже в конце декабря 1859 года Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург.

С начала 1861 года Фёдор Михайлович помогал брату Михаилу издавать собственный литературно-политический журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начали выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появились такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорбленные» (1861), «Записки из Мертвого дома»], «Скверный анекдот» (1862), «Записки из подполья» (1864).

Летом 1862 года Достоевский предпринял первую поездку за границу, побывав в Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии и Австрии.

В 1866 г. при написании романа «Игрок», пишущегося после окончания «Преступления и наказания», Достоевский знакомится со стенографисткой Анной Григорьевной Сниткиной, год спустя, 15 февраля 1867 года, венчается с ней и уезжает в свадебное путешествие за границу.

За время этого путешествия создается роман «Идиот»(1868), по завершении которого Достоевский задумал эпопею «Атеизм» (1869—1870), впоследствии изменив её название на «Житие великого грешника». Этот план не был осуществлён, но части замысла воплотились в 1870—1872 годах при подготовительной работе романа «Бесы», в 1874—1875 годах при написании романа «Подросток», и в 1878—1880 годах при создании романа «Братья Карамазовы».

8 июля 1871 года после четырёхлетнего пребывания в Европе Достоевский с семьёй вернулся в Петербург, где, в числе прочего, с 1873 г. в журнале «Гражданин» он ведет отдел «Дневник писателя». «Дневник писателя» пользовался большой популярностью, благодаря чему возросло влияние его автора на общественное мнение.

В эти же годы писатель сблизился с консервативными журналистами, публицистами и мыслителями, переписывался с видным государственным деятелем К. П. Победоносцевым.

Прижизненная слава писателя достигла своего апогея после выхода романа «Братья Карамазовы».

28 января 1881 года, на 60-м году жизни Фёдор Михайлович Достоевский скончался. Диагноз — туберкулёз лёгких, хронический бронхит, в небольших размерах эмфизема лёгких.

1 февраля 1881 года Ф. М. Достоевский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.

Автор текста: Виталий Яровой.

01. 01
--:--
33:01
1x
01. 02
--:--
28:28
1x
01. 03
--:--
38:14
1x
01. 04
--:--
46:55
1x
01. 05
--:--
45:29
1x
01. 06
--:--
31:14
1x
01. 07
--:--
36:03
1x
01. 08
--:--
36:54
1x
01. 09
--:--
25:20
1x
01. 10
--:--
20:26
1x
01. 11
--:--
21:54
1x
01. 12
--:--
28:31
1x
01. 13
--:--
29:21
1x
01. 14
--:--
30:49
1x
01. 15
--:--
28:54
1x
01. 16
--:--
33:46
1x
02. 01
--:--
31:43
1x
02. 02
--:--
39:10
1x
02. 03
--:--
44:19
1x
02. 04
--:--
18:59
1x
02. 05
--:--
42:40
1x
02. 06
--:--
38:59
1x
02. 07
--:--
25:04
1x
02. 08
--:--
53:39
1x
02. 09
--:--
39:35
1x
02. 10
--:--
40:07
1x
02. 11
--:--
39:56
1x
02. 12
--:--
18:11
1x
03. 01
--:--
48:44
1x
03. 02
--:--
36:59
1x
03. 03
--:--
44:34
1x
03. 05
--:--
41:38
1x
03. 04
--:--
39:54
1x
03. 10
--:--
19:58
1x
03. 06
--:--
47:44
1x
03. 08
--:--
38:23
1x
03. 07
--:--
40:03
1x
03. 09
--:--
39:28
1x
04. 01
--:--
37:32
1x
04. 04
--:--
38:08
1x
04. 02
--:--
27:40
1x
04. 03
--:--
31:14
1x
04. 05
--:--
45:08
1x
04. 07
--:--
47:30
1x
04. 06
--:--
41:26
1x
04. 09
--:--
32:43
1x
04. 08
--:--
52:14
1x
04. 12
--:--
10:20
1x
04. 10
--:--
36:07
1x
04. 11
--:--
40:12
1x

Оставить комментарий