Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Пророчица Мариам была старшей сестрой Моисея и Аарона. О ее жизни в Библии рассказывается мало. Наряду со своими братьями Мариам почитается как посланник Божий для руководства коленами Израиля во время их исхода из земли Египетской. "Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам" - говорит Господь в книге пророка Михея (Мих.6:4). После чудесного перехода израильтян через Красное море пророчица Мариам воспела гимн Господу во главе хора из плясавших и играющих женщин, прославляя Господа как Спасителя и Владыку. "И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море" (Исх. 15: 20-21). В православном богослужении песнь Мариам легла в основу ирмосов первой песни канона.
В центре картины Лука Джордано расположил пророчицу Мариам. Художник показал ее совсем молодой женщиной, что, конечно же, не соответствует библейской хронологии. Из-под белого тюрбана на плечи певицы спадают пшенично-золотые пряди волнистых волос. Многослойное цветное одеяние и его тонкая золотая отделка показывает искусное владение Джордано техникой венецианского письма. Через плечо пророчицы перекинут ремень тимпана, а в ее изящных руках палочки для отбивания ритма. Мариам подняла лицо к небу, туда, где престол Хранящего и Ведущего Израиля. Вокруг нее жены с музыкальными инструментами, соответствующими эпохе художника. Чередование женских фигур, жестикуляция и наклон тел, интенсивность колорита создает определенный торжественный ритм. Праздничность песни подчеркивается вторым планом картины, который своей сумрачной тревожностью как бы противостоит ей. На обрывистом берегу расположились многочисленные фигуры сидящих людей. Их закутанные в плащ ссутуленные спины говорят зрителю об усталости от длительного пути и эмоционального потрясения. Все лица повернуты в сторону моря, где над неспокойной темной водой сверкают молнии.
История создания
Картина "Хвалебная песнь пророчицы Мириам" написана Лукой Джордано в 1687 году. К этому времени художник достиг вершины своего мастерства и приобрел европейскую известность. На картине можно видеть, как виртуозно живописец владеет светотенью и техникой венецианского колорита.
Отношение автора к вере
Художник при рождении получил имя, какое носил первый христианский художник - апостол и евангелист Лука. Вполне возможно, что выбор родителями такого имени был не случаен. Его отец тоже был художником, хотя и не знаменитым, и с раннего детства он учил сына живописи. Когда Джордано состоялся как мастер, его приняли в неаполитанскую гильдию живописцев, носившую имя святого Луки. Не могло не оказать влияние на растущего Джордано и его окружение: историки говорят о ярко выраженной набожности неаполитанцев XVII века.
Лука работал быстро, из-за чего получил прозвище Фа-Престо, и его упрекали в небрежности, театральности и декоративности. Но упреки делались в сравнении с его предыдущими работами, где Джордано показал вершину своего мастерства живописца. И все же произведения художника поистине вдохновенны, продуманы и искусно исполнены. Ощущая величину отпущенного ему таланта и скоротечность жизни, Джордано торопился творить и в этой своей пламенности его можно сравнить с другими апостолами, братьями Иаковом и Иоанном, которых Христос называл сынами грома - Воанергес (Мк.3:17).
Художником написано множество произведений, и по меткому замечанию одного из биографов "едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи". Работы, созданные на библейские темы Лукой Джордано, служат просвещению и духовному обогащению их зрителей. Поэтому кажется промыслительным, что живописец упокоился в храме, для которого писалась одна из его лучших работ «Святой Михаил, побеждающий сатану».
Биография
Лука Джордано родился 18 октября 1634 года в Неаполе. Первым учителем для него стал отец, живописец средней руки. После него Лука в течение девяти лет учился в мастерской Хусепе де Риберы в Неаполе, затем переехал в Рим, где занимался под руководством Пьетро да Кортоны. Стремясь постичь живописную манеру великих мастеров, Джордано делал многочисленные копии с произведений Рафаэля и Микеланджело. Имитация чужой манеры не только расширила горизонты его познания, но и вооружила виртуозным техническим опытом. Наряду с живым воображением, замечательным колоритом, виртуозным и точным рисунком в его живописи очевидно прослеживается влияние искусства Тициана, Веронезе, Тинторетто.
В 1655 году Джордано написал для церкви Святой Бригитты в Неаполе большую алтарную картину «Взятие на небо святого Николая Барийского», поразившую современников своими художественными и техническими достоинствами. Затем последовали не менее значительные полотна «Мадонна Розария», «Святая Анна и Дева Мария», «Архангел Михаил», «Святой Августин и святая Моника». Джордано был признан одним из лучших живописцев Неаполя, что обеспечило его многочисленными заказами.
В 1665 году художник стал членом неаполитанской гильдии живописцев. В следующем году Лука Джордано женился на Маргарите д'Арди.
Впоследствии живописец трудился в Болонье, Париже и Флоренции. Им выполнено множество фресок и картин, и едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи. Уже в 1681 году Филиппо Бальдинуччи составил и издал «Жизнеописание знаменитого Луки Джордано», а Иоахим фон Зандрарт включил его в свою «Академию благородной живописи», изданную в 1683 году.
В 1692 году Джордано по приглашению короля Карла II приехал в Испанию и писал в Эскориале, Мадриде и Толедо. Он удостоился звания живописца короля и был возведен в дворянское звание. Щедрыми милостями были осыпаны и члены его семьи. В частности, сыну была пожалована должность смотрителя неаполитанских крепостей.
За небольшой срок пребывания в Испании Джордано, со свойственным ему темпераментом, создал внушительное число работ. Также он расписал лестницу и плафон собора Святого Лаврентия в Эскориале, большой зал дворца Буэн-Ретиро, ризницу собора в Толедо и своды Королевской капеллы в Мадриде.
В 1700 году скончался Карл II, но и при его преемнике, Филиппе V, Джордано сохранял привилегии придворного живописца. В 1702 году, сопровождая в составе свиты нового суверена, он покинул Мадрид и вернулся в Неаполь. Там он умер 12 января 1705 года и был погребен в церкви Святой Бригитты.
Автор текста: Северинова Ольга