«Христос в родительском доме» - Милле Джон Эверетт

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Христос в родительском доме»
«Христос в родительском доме»
Автор: Милле Джон Эверетт
Местонахождение: Галерея Тейт, Лондон
Произведение: «Христос в родительском доме» / «Мастерская плотника»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Прерафаэлитизм
Дата создания: 1850 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Создавая картину «Христос в родительском доме», Милле руководствовался евангельским свидетельством о том, что Иосиф был плотником (Мф. 13:55). Евангелист Марк (Мк. 6:3) называет плотником и самого Иисуса.

Изображая вымышленную сцену, которая могла иметь место в жизни Святого семейства, используя традиционные символы и другие типологические отсылки, художник создал картину, являющуюся по сути предзнаменованием Распятия Христа.

Милле сконцентрировал свои внимание зрителя на аутентичности изображения и реалистичности деталей быта Святого Семейства. В домашнем пространстве плотницкой мастерской изображены шесть персонажей, которые симметрично сгруппированы вокруг расположенного в центре плотницкого стола. На переднем плане мы видим Марию, стоящую на коленях и целующую в щеку рыжего мальчика в белой рубашке, который жалуясь, показывает ей ладонь с колотой раной. Вероятно, он поранился гвоздем, который выдергивал клещами. Слева от стола мы видим Иосифа, справа – его помощника: они делают новую дверь. Позади стола стоит пожилая женщина, это - Святая Анна. Мимо Иосифа, робко ступая, по направлению к зрителю идет второй мальчик, это - Иоанн Креститель. Насупившись и глядя исподлобья, он несет миску с водой (символ Крещения). На полу мастерской валяются свежие стружки, за дверью видны в загоне овцы. Присмотревшись, можно заметить, что движение всех персонажей направлено к центру картины, к Марии и маленькому Христу. Святой Иосиф держит мальчика за руку, Святая Анна тянется за клещами, чтобы унести их, Иоанн Креститель несет воду, чтобы промыть Иисусу рану

Картина проста и реалистична, лишена какой бы то ни было идеализации образа святых. О будущей судьбе Иисуса пророчествует множество символов: рана на ладони маленького Иисуса, капли крови на его ступне, дерево и гвозди символизируют будущее Распятие, овцы - невинную жертву, плотницкие инструменты - символы будущих страданий Христа. Плотницкий треугольник на стене за головой Христа - символ Святой Троицы, чаша воды отсылает к Крещению Христа, лестница – намек на лестницу Иакова, голубь, сидящий на ней, олицетворяет Святого Духа. В Библии часто встречается метафорическое значение Дверей (над дверью трудятся Иосиф и его помощник) - подобно двери открывается человеческое сердце: «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3:20). Иисус говорит: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин.10:9).

Картина написана в теплой золотистой гамме с активными красными и синими цветовыми акцентами. Она полна света и воздуха, проникнута искренним и светлым чувством веры.

История создания

Идея сюжета «Христос в родительском доме» появилась у Милле после посещения проповеди Эдварда Пьюзи, англиканского клирика и профессора Оксфордского университета. Изображения Христа в плотницкой мастерской вместе с Иосифом встречаются в западноевропейском искусстве до XIX довольно редко. В 1847 году в Королевской Академии была выставлена картина Джона Роджерса Герберта «Спаситель у его родителей в Назарете», на которой он изобразил идеализированное Святое семейство в уединенном доме в Назарете, занятое обычным ежедневным трудом. Эта картина, несомненно, оказала влияние на замысел Милле.

Добиваясь максимальной реалистичности образов, Милле изобразил Иосифа с грубыми жилистыми руками, а обстановку комнаты писал в настоящей плотницкой мастерской. Моделью для Девы Марии послужила сводная сестра художника, для Иоанна Крестителя – двоюродный брат, голову Иосифа Милле писал со своего отца, для образа Христа позировал малолетний сын друга художника.

Работа Милле была плохо принята: публике не понравилось, что художник изобразил Святое семейство в житейской сцене как простых людей, занятых земным трудом, а Иисуса Христа как обычного деревенского мальчика. Образы членов Святого семейства в своей неприкрытой реалистичности были столь шокирующими для вкуса викторианской публики, что Милле изменил название картины «Христос в родительском доме» на «Мастерская плотника».

Отношение автора к вере

Милле был верующим человеком, интересовался религиозными вопросами, в том числе движением за религиозное Возрождение, которое началось в Англии в 1833 году. Об этом свидетельствует посещение им проповедей одного из лидеров Оксфордского движения теолога Эдварда Пьюзи, под воздействием которых у молодого художника и зародился замысел картины «Христос в родительском доме». Еще в годы учебы в Академии, будучи совсем юным, Милле написал большую многофигурную композицию «Вдовья лепта» (1847) по евангельскому сюжету. Впоследствии художник неоднократно обращался к религиозной теме в своих произведениях, так в 1864 году он сделал замечательную серию рисунков по «Притчам Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» для издания Библии.

Биография

Джон Эверетт Милле – выходец из обеспеченной семьи - родился 8 июня 1829 в Саутгемптоне. Когда мальчику было 9 лет, его родители переехали в Лондон, где по совету президента Королевской Академии художеств сэра Мартина Арчера Ши, отдали талантливого ребенка в школу Генри Сасса в Блумсбери, которая готовила способных детей к поступлению в Академию. В первый же год учебы мальчик получил Серебряную медаль Общества искусств, а в 1840 году Милле приняли в Академию художеств. В продолжении шестилетнего курса обучения художник завоевал все награды, которые только выдавались ученикам. В 1843 году он получил серебряную медаль Академии за рисунок с античного памятника, а в 1847 - золотую медаль за историческую композицию «Племя Веньямина похищает дочерей Шилоха».

В королевской Академии Милле познакомился с Данте Габриэлем Россетти и Хосманом Хантом. В 1848 году они основали тайное Братство прерафаэлитов, целью которого было изменить британское искусство. Для этого следовало искать вдохновения у итальянских художников средних веков и раннего Возрождения, живших до Рафаэля. К трем основателям нового художественного союза присоединились два живописца Джеймс Коллинсон и Стефенс, скульпторы Томас Вулнер и брат Данте Габриэля Росетти писатель Михаил Россетти.

Джон Эверетт Милле был самым младшим из блестящей троицы основателей Братства и лучше других владел различной живописной техникой. Увлекшись поэтическими фантазиями Россетти и теоретическими рассуждениями Ханта, он первый применил на практике "прерафаэлитский" метод письма, напоминающий фресковую живопись: первой картиной Милле с монограммой "PRB" (Pre-Raphaelite Brotherhood) стала "Изабелла" (1849). Милле пишет яркими красками по сырому белому грунту, использует непрофессиональных натурщиков, старается быть предельно достоверным в изображении материального мира. Картина была прохладно принята публикой. В следующем году, выставив "Христа в доме родителей" Милле оказывается в эпицентре разразившегося скандала. Как и на других членов Братства, критики обрушились на художника за приземленность в изображении священного сюжета, натурализм деталей, жесткость красок и искренность чувств. Для Милле 1849-1850 годы были самыми трудными. В 1852 картина "Гугенот в день святого Варфоломея" вернула ему славу и успех. В том же году он пишет знаменитую "Офелию", в которой стремится изобразить сцену гибели Офелии предельно натуралистично и как можно ближе к шекспировскому описанию.

В 1853 году за неоспоримые художественные достоинства своих произведений Милле был избран членом Королевской Академии живописи. В этом же году Братство прерафаэлитов распалось.

В 1855 году Милле женился на бывшей жене известного британского критика и историка искусства Джона Рёскина. Художник, вынужденный содержать семью, стремится примирить свои творческие интересы с потребностями потенциальных покупателей. Картины Милле этого периода стали образцом викторианской живописи. Показательным в этом отношении является полотно «Слепая девушка» (1854-1856).

В 1850-1860-е годы художник много и плодотворно работает как иллюстратор. К концу 1860-х годов Милле становится чрезвычайно популярным художником. В 1870-е и 1880-е годы он пишет многочисленные женские портреты в стиле XVIII века на заказ.

В 1885 году Милле первым из художников удостаивается титула баронета, а в 1896 году был избран президентом Королевской Академии художеств. Однако, ему не суждено было долго занимать этот пост, художник скончался в Лондоне спустя несколько месяцев после своего назначения.

Творчество Милле разнообразно и неоднозначно. Критики часто отмечают его конформизм и стремление угодить вкусам широкой публики, однако следует признать, что это был один из ярких художников XIX века.

Автор текста: Липатова Елена Владимировна.

Оставить комментарий