Христос среди учителей - Дюрер Альбрехт

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Христос среди учителей
Христос среди учителей
Автор: Дюрер Альбрехт
Местонахождение: Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Произведение: Христос среди учителей
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Северное Возрождение
Дата создания: 1506 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

«Христос среди учителей» – выдающееся полотно великого мастера западноевропейского Ренессанса, поражающее яркостью изображенных характеров. Сюжет картины взят из канонического Евангелия от Луки. Альбрехт Дюрер осветил момент отрочества Христа, единственный из известных в период между Рождеством и началом служения Спасителя, связанный с его общением с книжниками в храме Иерусалима. Беседа 12-летнего Иисуса с мудрецами подаётся художником в своеобразном контексте, основанном на понимании самим Дюрером Священного Писания.

Иосиф, Мария и отрок Иисус прибыли в Иерусалим на празднование Пасхи. Когда пришло время возвращения домой, Иисус остался в Иерусалиме. После трёхдневных поисков обеспокоенные родители находят его в Храме за диспутом с учёными мудрецами: «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его». (Лк. 2:46-47). Композиция картины нехарактерна для этого этапа творчества художника. В данной работе Дюрер проявляет себя как тонкого психолога, передавая истинную сущность характеров людей не только через выражения лиц, но и через их жесты. Крупным планом изображены лица и руки персонажей. Всё напряжение беседы выражено через противопоставление спокойствия и уверенности Иисуса, чётко ведущего счёт своих аргументов на пальцах, и нервозности, смущённости, которыми наделены руки одного из мудрецов. Такая художественная антитеза мгновенно раскрывает характер происходящего. Дюрер сознательно пишет отталкивающие утрированно-карикатурные образы собеседников Христа. К головному убору одного из учителей по обычаю фарисеев прикреплён картуш с библейским текстом. Но это лишь внешняя сторона его мудрости. Среди многочисленных интерпретаций внешнего вида мудрецов существует предположение о том, что Дюрер проиллюстрировал теорию о четырёх темпераментах, лежащих в основе человеческих характеров.

История создания.

Картина была написана Дюрером в период его итальянского путешествия. Полотно было создано за пять дней, что подтверждает надпись «Opus Quinque Dierum»: работа датирована самим художником. Ряд исследователей считает, что картина выполнялась в качестве конкурсной работы, однако не получила призовое место из-за обвинений в сильной схожести внешности учителей с образами на полотне «Пять гротескных голов» Леонардо да Винчи. Согласно другим источникам картина предназначалась в подарок художнику Джованни Беллини, с которым у Дюрера сложились очень тёплые отношения. Вероятно, в доме Беллини работу Дюрера увидел Лоренцо Лотто. В последствии он ввёл одну из фигур учителей в композицию своей «Мадонны с младенцем между святыми Игнатием Антиохским и Онуфрием». В дальнейшем Дюрер неоднократно обращался к данному библейскому сюжету, развив его в серии гравюр «Жизнь Марии» (1511), однако композиция венецианской картины остается особняком в его творчестве.

Отношение автора к вере.

Альбрехт Дюрер жил в сложную эпоху Реформации, когда каждому человеку предстояло сделать выбор: поддерживать революционные изменения религиозных уставов или отстаивать основы католической веры. Изначально, прельстившись новыми идеями, живописец примкнул к лютеровскому движению, но впоследствии разочаровался в Реформации, как и многие другие художники. Тем не менее, его произведения были точными отражениями той бурной эпохи. Евангельская тема стала лейтмотивом творчества Дюрера, бывшего духовно очень чутким человеком. Своеобразным завещанием великого художника грядущим поколениям является его последнее полотно «Четыре апостола». Сам А. Дюрер так подписал эту картину: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Данные слова были чрезвычайно актуальны, ведь годом ранее Нюрнберг официально принял Реформацию, и в его стенах стали проповедовать свои учения люди разных направлений новой веры. Подпись художника под картиной напоминала современникам и потомкам о верности божественному слову и внутренней стойкости в борьбе с проповедниками, грозящими опрокинуть привычный строй духовной и материальной культуры. В Библии Альбрехт Дюрер видел твердую основу, на которую следует опираться человеку.

Биография.

Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера Вилибальда Пиркхаймера, выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.

Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. 1492-1494 годы он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди. В 1494 году после посещения Страсбурга Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.

Вернувшись в Нюрнберг в 1495 году, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготавливали ксилографии. Печатая значительное количество оттисков, Дюрер с 1497 года начал прибегать к услугам агентов, продававших его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем. Его славу упрочило издание в 1498 году серии гравюр на дереве «Апокалипсис».

В 1506 году, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. Здесь он создает выдающиеся полотна «Христос среди учителей» и «Праздник четок». Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507-1511 годов более важное место занимают картины. По всей видимости, художника не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато, и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Известный диптих «Адам и Ева» (1507) был создан именно в этот период.

Годы 1511-1514 были посвящены преимущественно гравюре. Дюрер выпустил второе издание «Апокалипсиса», цикл из двадцати гравюр на дереве «Жизнь Марии», двенадцать гравюр серии «Большие Страсти» и тридцать семь гравюр на тот же сюжет – «Малые Страсти». В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее. В 1513-1514 годах художник создал три самых знаменитых своих листа: «Рыцарь, смерть и дьявол»; «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия I».

В 1514 году Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный «Портрет императора Максимилиана» и образ «Богоматерь с Младенцем и св. Анной» (1519-1520).

В конце своей жизни Дюрер приступил к теоретическому осмыслению своих наблюдений и написал трактаты о пропорциях человеческого тела и о перспективе – проблемах, занимавших его еще со времен первой поездки в Италию. Художник ушел их жизни в Нюрнберге 6 апреля 1528.

Автор текста: Евгения Миненко.

Оставить комментарий