Христос среди учителей (Диспут с докторами) - Пинтуриккио (Бенедетто ди Бьяджо)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Христос среди учителей (Диспут с докторами)
Христос среди учителей (Диспут с докторами)
Автор: Пинтуриккио (Бенедетто ди Бьяджо)
Местонахождение: Церковь Санта Мария Маджоре, капелла Бальони (Перуджа, Умбрия)
Произведение: фреска "Христос среди учителей (Диспут с докторами)"
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение, Кватроченто
Дата создания: 1500- 1501 гг.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Сюжетной основой для этой фрески послужил эпизод Евангелия от Луки, в котором говорится о том, что когда Христу исполнилось 12 лет, родители взяли его в Иерусалим на празднование Пасхи. Там мальчик пропал, и после длительных поисков родители обнаружили Его в храме, разговаривающим с фарисеями: «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; и все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк.2:46-47). Пинтуриккио поместил отрока-Христа в центр строго симметричной композиции. Босой Иисус с кресчатым нимбом, одетый в голубой гиматий, фронтально стоит на расчерченной цветными керамическими плитками площади перед храмом, справа и слева Его окружают две группы книжников. На втором плане фрески возвышается гармонично выстроенное, величественное здание ренессансной церкви.

Художник вновь возвращается к теме городского пространства, заимствуя схему перспективного архитектурного построения, применяющуюся Перуджино еще десятилетие назад в росписях Сикстинской капеллы. Даже сама композиция здания с глубокими симметричными портиками, окружающими шестигранный объём, напоминает фреску «Передача ключей апостолу Петру». Пинтуриккио пишет позади него лиричный пейзаж со скалистыми холмами, виднеющимися на горизонте остроконечными башенками, и грандиозными пальмами, которые упираются в изящные облака, демонстрируя декоративность живописи и любовь к многоцветию образов. Люди вокруг Христа и на возвышении у храма напоминают современную художнику итальянскую публику: в толпе выделяются разноцветные обтягивающие штаны и нарядные бархатные шапочки, модные в те времена. Среди них есть и конкретные персонажи, например, сам «заказчик Бальони в одеянии апостольского протонотария». Художники Возрождения очень любили придавать героям картин портретные черты: свои, своих близких, знакомых, видных общественных деятелей, заказчиков, приближая, таким образом, события Священной истории к восприятию современников.

История создания

Фреска входит в цикл настенных росписей одной из капелл, заказанных Троило Бальони, настоятелем церкви и затем епископом города, для церкви Санта Мария Маджоре в Спелло. Это последняя важная работа Пинтуриккио в Умбрии, перед его отъездом в Рим, а затем в Сиену. Сюжеты, демонстрирующие типичный стиль Пинтуриккио, были выполнены очень быстро благодаря хорошо организованной деятельности его мастерской, когда ассистенты художника работали в технике al fresco поверх его рисунков.

Тема росписи – пришествие в мир Христа и его детство – раскрыта в трёх больших композициях, по одной на каждой стене, обрамлённых рамами в виде иллюзорно написанных архитектурных форм и парапета. Крестовый свод капеллы разделён на четыре сегмента широкими орнаментальными полосами, украшенными изображением гротесков с канделябрами на красно-коричневом фоне. В каждом треугольном сегменте написаны восседающие на тронах Сивиллы, фланкируемые картушами с текстами пророчеств о пришествии Иисуса Христа. Три основные сцены, по форме вписанные в полуциркульные люнеты, имеют обрамления в виде пилястр с рельефами и круглых арок, виртуозно – очень реалистично и объемно – изображенных на плоских стенах часовни.

Отношение автора к вере

Сведения о жизни Пинтуриккио скудны и противоречивы, но современники вспоминают, что он был человеком маленьким, невзрачным, глуховатым. И это, наверное, держало его на некотором расстоянии от жизни, которая должна была казаться ему тем более радостной и завидной. С известного автопортрета художника на нас смотрит задумчивое лицо с огромными глазами, а «на губах его – милая, чуть мучительная улыбка, что бывает у глухих, старающихся не подать вида, что они не слышат».

Этого чудесно одаренного мастера считали знаменитым, вторым после П. Перуджино. Ему довелось расписать церковь Санта-Мария ин Арколи, где римский император Август установил первый в истории алтарь в честь родившегося в Иудее Спасителя. Но художник не возгордился и был несказанно трудолюбив – иногда сутками не покидал строительные леса, где писал фрески. Незлобливый характер позволял ему хорошо ладить с людьми. Недоверчивый папа Александр VI Борджиа допустил его к росписям личных комнат, поэтому можно предположить, что Пинтуриккио имел репутацию деликатного человека, который даже в самых неприглядных вещах видел добрые стороны, а значит, жил, исповедуя евангельскую заповедь возлюбить мир и ближнего своего.

Биография

Пинтуриккио, чье имя при рождении – Бернардино ди Бетто (Бенедетто) ди Бьяджо, родился в 1454 г. в Перудже (Умбрия). Своё прозвище «pinturicchio», обозначающее «маленький художник» или даже «маляришка», он получил за свой малый рост. Первые художественные навыки юноша приобрел, возможно, под руководством крупных умбрийских мастеров предыдущего поколения Б. Бонфильи, Ф. ди Лоренцо и Б. Капорали. В 1473 г. в достаточно молодом возрасте художник, совместно с большой группой других мастеров, участвовал в росписи дверных створок для церковной ниши в Перудже.

Работы 70-х – н.80-х гг. отличает особая точность рисунка, внимание к деталям, прихотливая игра прозрачных тканей, богатая орнаментика, блики, наложенные золотом. Эта тщательная манера свидетельствует о возможном его обучении в мастерской миниатюриста. В 1481 г. Пинтуриккио стал членом гильдии живописцев св. Луки, а в 1482 г. отправился в Рим, где принимал участие в росписях Сикстинской капеллы наряду с Боттичелли, Гирландайо, Перуджино иСиньорелли. Заведя профессиональные контакты с мастерами из Тосканы и Эмилии, художник организовал одну из самых больших мастерских в Риме по выполнению фресковых росписей. Знакомство с кардиналами семьи делла Ровере позволило ему на протяжении всей жизни получать от них выгодные заказы. Известно, что Пинтуриккио работал и с П. Перуджино в качестве его ассистента и полноправного партнёра.

На протяжении своего творчества художник исполнил множество алтарных образов и фресок, в том числе светского содержания, для частных капелл и церковных нефов в Орвьето, Спелло, Перудже, Сполето, Сиене. В н. XVI в. мастеру удалось достичь материального благополучия, он купил дом в Сиене, обзавелся женой и детьми. Последние годы жизни Пинтуриккио оказались омрачены тяжёлой болезнью. Он скончался в 1513 г. и был похоронен в маленькой приходской церкви Сиены безо всяких почестей.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий