«Херувимская песнь» - Чесноков Павел Григорьевич
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.
«Херувимская песнь Старо-Симоновская» - духовное произведение П.Г.Чеснокова для смешанного хора. Композитор написал сочинение для богослужения, взяв за основу известную Херувимскую песнь, относящуюся к обиходу церковного пения. Слова произведения традиционные для богослужения сложились еще в 573 году.
Композитор создал величественное, торжественное произведение для исполнения в большие церковные праздники – любимый многими поколениями монастырский напев, был облечен в прекрасную музыкальную форму, и эти изменения сделали его еще ближе сердцу, еще возвышеннее. П.Г.Чесноков владел удивительным даром – его песнопения возносят души на крыльях молитвы, заставляя забыть обо всем земном и суетном.
История создания.
На всем протяжении своей регентской деятельности, вплоть до 1928 года П.Г.Чесноков написал немало прекрасных Херувимских и вообще богослужебных песнопений. Возможно, их следовало бы собрать воедино, но сам композитор раздели их – они относятся к разным опусам. Это связано с эволюцией стиля композитора, ведь всем известно, что он хотел стать высоким профессионалом в композиции и для этого брал частные уроки у сложившихся мастеров, а также учился в консерватории. Написанная в 1912 году «Старо- Симоновская Херувимская песнь» сегодня является «визитной карточкой» П.Г.Чеснокова – это вершина его мастерства. В этом сочинении соединены запредельная сложность и изумительная простота, поэтому оно становится камнем преткновения для руководителей коллективов. Если посмотреть на фактуру, то возникает соблазн взяться за исполнение полупрофессиональному или того хуже любительскому коллективу, но в процессе наблюдается вялое пение, низкая позиция, неточное интонирование и другие признаки неразвитых вокальных аппаратов и музыкального слуха. Такое исполнение влечет за собой печальную тенденцию – молящиеся неправильно воспринимают творчество П.Г.Чеснокова, который на самом деле жизнь свою посвятил сохранению и приумножению богатства русской духовной музыки. Еще и еще раз можно повторить, что Павел Григорьевич, будучи музыкантом – профессионалом и духовно грамотным человеком, не допускал ни «бесчинных воплей», ни показной вокализации, ни напротив бездыханного пения, поэтому все его сочинения могут и должны быть исполняемы только в авторской интерпретации.
Отношение автора к вере.
Павел Григорьевич Чесноков родился в православной семье церковного регента и уже с пяти лет пел в хоре отца. Вся жизнь семьи Чесноковых строилась вокруг церковного богослужебного круга и Павел, вместе со своими братьями, не мыслил жизни вне церковного пения. Благочестивые традиции семьи он перенес на годы учебы в Синодальном училище, а впоследствии и на свою практическую деятельность в качестве церковного композитора. Получение светского музыкального образования по классам композиции и дирижирования позволило Павлу воплотить в жизнь самые смелые идеи – он написал оперу на библейскую тему «Потоп».
Как церковный дирижер, обладая обширными практическими и теоретическими познаниями, Павел Григорьевич создал бесценный труд – книгу «Хор и управление им». Можно сказать без преувеличения, что это сокровище, подаренное миру величайшим профессионалом, способно вывести русское хоровое пение, а особенно церковное на качественно новый уровень. Управление лучшими московскими церковными хорами, которые в то время поражали иностранцев звучностью, идеальным строем и тончайшими нюансами, сочинение церковных песнопений, которые и сегодня записываются лучшими коллективами мира, вера в русское хоровое пение и служение Богу до последнего вздоха – таким был великий дирижер и христианин Павел Григорьевич Чесноков.
Биография.
П.Г.Чесноков родился 25 октября 1877 года в селе недалеко от Воскресенска Московской области (сегодня г. Истра). С раннего детства начал петь в церковном хоре, а впоследствии, как и четверо братьев учился в Московском Синодальном училище, которое окончил в 1895 году с отличием. Одаренный юноша стремился приумножить знания, чтобы послужить Богу, и он решает брать уроки композиции у великих композиторов С.И. Танеева и М.М. Ипполитова – Иванова. В это время Павел вел активную преподавательскую деятельность в разных московских училищах и школах.
Почти десять лет с 1895 года по 1904 Павел Григорьевич был преподавателем московского Синодального училища. В это время он пробует свои силы в композиции и готовится к поступлению в Московскую консерваторию. С 1901 года по 1904 Чесноков служит помощником регента Синодального хора. Духовные произведения композитора приобретают широкую известность, и его в качестве регента на длительный период приглашает известный московский храм Троицы на Грязех, а Русское хоровое общество с 1916 по 1917 предложило Чеснокову пост директора капеллы.
Получив диплом Московской консерватории в 1917 году сразу по двум классам – композиции и дирижирования Павел Григорьевич принимает должность регента храма Василия Неокесарийского на Тверской, а еще через три года становится преподавателем дирижирования и хороведения в Московской консерватории – этот курс был основан им самим. И если должность регента он вынужден был оставить в 1928 году, то свои знания и опыт передавал будущим специалистам вплоть до преставления ко Господу. В военный 1944 год 14 марта у Павла Григорьевича случился обширный инфаркт в результате общего истощения организма и в этот же день он умер.
Как композитор Павел Григорьевич Чесноков создал более четырехсот духовных хоров (богослужебных и концертных) – великолепные переложения древних напевов, богатые «русскостью», а также более ста светских хоровых сочинений – переложения русских народных песен, хоры в сопровождении фортепиано для женского, мужского и смешанных составов и др. Он руководил хором Большого театра и известными московскими коллективами, но всегда печалился о судьбе Церкви – после 1928 года и затем уничтожения Храма Христа Спасителя, в котором он был регентом композитор не смог больше писать духовную музыку.
П.Г.Чесноков сделал для Русской Православной Церкви и мировой музыкальной культуры необычайно много – его хоровые сочинения занимают одно из первых мест в мире по самобытности, мелодичности и индивидуальному стилю. Чесноков был строг к себе и с особым усердием готовился к богослужению – подбор профессиональных голосов и многочасовые репетиции позволили ему выйти на самый высокий уровень церковного пения. В настоящее время лучшие мировые коллективы считают за честь исполнять произведения композитора – часть из них есть в записи.
Лучшим послесловием жизнеописания П.Г.Чеснокова можно считать этот отрывок из некролога опубликованного в журнале московской Патриархии: ««...П. Г. Чесноков оставил нам неподражаемые образцы высокого религиозного вдохновения, которое тихим пламенем горело в нём всю его жизнь. Не стремясь ни к каким внешним эффектам, Чесноков окрылял слова молитвенных прошений и славословий простейшими мелодиями, звучащими из глубины чистой и совершенной гармонии. Его музыка чужда земных страстей, и земная мысль не проникает в глубину простых и строгих созвучий. Этот замечательный композитор осмыслил церковную музыку как молитвенные крылья, на которых наша душа легко возносится к престолу Всевышняго.»
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
И́же Херуви́мы та́йно образу́юще и Животворя́щей Тро́ице Трисвяту́ю песнь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние.
[Мы,] таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу…
Я́ко да Царя́ всех поды́мем, а́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилуи́а, аллилуи́а, аллилуи́а.
Перевод: …чтобы нам принять Царя всех [разумных существ], невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов. Славьте Бога, хвалите Бога, восхваляйте Господа.