Евангелие от Матфея. Глава 9. - Георгий Климов протоиерей

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Евангелие от Матфея. Глава 9.

Георгий Климов протоиерей Евангелие от Матфея. Глава 9.
Эпизод в Библии:

Приблизительное описание лекции:

Рассмотрим толкование на 9-ю главу Евангелия от Матфея:

«Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:1-2).

Господь прибыл в Свой город, т.е. в Капернаум. Здесь, к Нему приносят расслабленного для исцеления. Расслабленного приносят четверо его друзей, но видя, что нельзя подойти ко Христу, поскольку Он находился в доме и был окружён очень большим количеством народа, они решают поступить следующим образом: залезают на крышу, разбирают её, и опускают к ногам Иисуса расслабленного человека. Эти люди идут на нарушение человеческого благочиния, они наносят материальный ущерб дому хозяина, в котором находился Христос.

По всей вероятности, мы должны допустить, что люди, которые окружали Иисуса, стояли на улице, негодовали на нёсших расслабленного, может быть, кричали, гневались или смеялись над ними. Но мы видим, что этим людям всё равно, что о них скажут другие, им важно, что скажет и как подумает о них Христос. В данном случае Господь поощряет их поступок и говорит: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои». Здесь открывается важный момент: по делам одних прощаются грехи другому человеку. При каком условии это может быть? При условии, чтобы сам человек, за которого просят (в данном случае расслабленный), не препятствовал бы тому, чтобы Господь совершил над ним чудо. Наверное, если бы расслабленный не хотел, чтобы его исцелил Христос, он не сказал бы, чтобы его друзья с ним поступили именно так.

«При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует» (Мф. 9:3).

Дело в том, что фарисеи и книжники знали, что грехи может прощать только Бог, тогда как Христос говорит от Себя: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои». Евангелие отмечает, что Господу были ведомы помышления и мысли фарисеев и книжников.

«Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Мф. 9:4).

Святитель Иоанн Златоуст, рассматривая эти слова, говорит: «Здесь Господь являет Своё Богосыновство, Своё равночестие с Богом Отцом, поскольку Он ведает мысли сердечные».

По учению Церкви, по учению Божественного Откровения, наши помыслы, наши мысли знает только Бог, и больше никто – ни ангелы, ни бесы. Поскольку Христос видит помышления в сердцах этих людей, то, значит, Он свидетельствует о Себе именно как о равночестном с Богом.

«Ибо что легче сказать: «прощаются тебе грехи», или сказать: «встань и ходи?» (Мф. 9:5)

По логике вещей мы должны здесь рассуждать так: поскольку душа выше тела, то и душу сложнее исцелить, чем тело, поскольку душа невидима, а тело – видимо. Христос здесь предлагает исцелить именно тело.

«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Мф. 9:6-8).

Исцеление расслабленного, совершённое перед глазами народа, было очевидным действием Божественной благодати, которая изливалась Христом. Это было подтверждением и свидетельством того, что расслабленный не только получил исцеление, но и грехи ему были прощены.

С другой стороны Церковь, обращая внимание на это событие, говорит ещё об одном очень важном аспекте. Она говорит нам о том, что для того, чтобы бороться с какой бы то ни было болезнью, человеку обязательно нужно очиститься от грехов. Это является очень важным условием, потому что, по учению Церкви, грехи являются источником всякой болезни. Грех – болезнь души, болезнь духа, но она может проявляется и в телесном виде, в виде какой либо физической болезни.

«Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф. 9:9).

9-й стих повествует о призвании апостола и будущего евангелиста Матфея. Примечательно, что по Евангелиям от Марка и от Луки, призванный ученик называется Левием. Это говорит о том, что призванный, бывший мытарь, имел два имени: Матфей и Левий.

«И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидевши то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:10-13).

Здесь являются важными слова: «Милости хочу, а не жертвы». Эти слова, сказанные Христом, находятся в книге пророка Осии. Но поскольку пророческий голос – это голос Божий, то мы можем сказать, что Сам Бог говорит: «Я хочу милости от человека, а не принесения каких бы то ни было жертв». В данном случае Христос, ссылаясь на голос Божий, который слышится в словах пророка Осии, свидетельствует о том, что фарисеи, которые обвиняют Его в том, что Он ест с мытарями и грешниками, по сути дела сами не знают Писания, сами не понимают в Духе Истину, которую им открывает Бог.

Фарисеи очень соблазнялись, потому что мытари и грешники (грешниками традиционно назывались блудники) – были те, с кем общение было категорически у них запрещено, потому что фарисеи считали себя праведниками, а общение с грешниками, как они думали, могло их осквернить. А осквернённый человек, по их понятиям, разве может общаться с Богом? Фарисеи указывают Христу именно на это: «Если Ты Мессия, если Ты воплощение закона, который постоянно говорит о святости и чистоте, то как же Ты можешь вступать в контакт с мытарями и грешниками?» Господь, отвечая, переворачивает их вопрос с головы на ноги, Он как бы говорит им: «Не вы Меня должны обвинять, а Я вас должен обвинять. Я как истинный Спаситель и как истинный Исцелитель для того и пришёл, чтобы людей грешных сделать праведниками. Разве не в этом заключается суть закона, который предписывает человеку исполнять заповедь, для того, чтобы стать праведным, для того чтобы наследовать спасение?»

После того, как Господь доказал фарисеям то, что они не знают закон, а не Он поступает неправильно, они привлекают учеников Иоанна Крестителя.

«Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:14-15).

По всей вероятности учеников Иоанна Крестителя раздражало то, что ученики Христа не соблюдали постов, которые были в традиции у них и у учеников фарисеев. Они думали, что если ученики Христовы назвали Христа своим Учителем, то Он тоже должен был им дать определённый пост.

Христос, отвечая на этот вопрос, использует притчу: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». Толкователи обращают внимание на то, что Христос, отвечая ученикам Иоанновым, использует тот образ, который был в своё время введён Иоанном Крестителем. Когда Иоанн крестил на берегах Иордана, то уподоблял себя другу жениха, с которым должна встретиться невеста.

Далее Христос говорит, что придут дни, когда поститься будут и Его ученики. В данном случае Его слова можно понимать ещё более категорично: Христос, как бы, так говорит ученикам Иоанновым и фарисеям: «Вы думаете, что вы поститесь. Но на самом деле ваш пост не имеет ничего общего с истинным постом». Истинный пост – это когда человек имеет такие чувства, которые можно уподобить именно тому, как из жизни человека вдруг исчезает жених или невеста. И человек приходит в такое состояние, когда не хочет ни есть, ни пить. Ему становится всё равно, что будет с ним. Ему хочется только одного – чтобы любимый человек был рядом. Далее Господь добавляет:

«И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф. 9:16-17).

Эти образы из притч. Здесь самое важное – понять к кому Иисус относит эти слова. По мнению большинства толкователей, эти слова относятся именно к Его ученикам.

На данный момент, когда ученики вместе со Своим Учителем находятся на этой трапезе в доме апостола Матфея, они уподобляются ветхой одежде и ветхим мехам, которые ещё не готовы принять новое вино, они должны обновиться духом, и только тогда они смогут принять это новое учение, которое приносит Христос. Здесь можно задать вопросы: «О чём это новое учение, и почему Ветхий Завет не смог его принять?» Учение это о том, что человек спасается через смерть Сына Божия и через свою личную Голгофу. Само по себе понятие «воскресение из мертвых» было до времени закрыто для учеников Христа, было закрыто для фарисеев и для учеников Иоанна Крестителя. Христос не может преждевременно открыть этого учения даже Своим ученикам, на тот момент им оно было бы непонятным. Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая над этими словами, о том, что не вливают вина молодого в мехи ветхие, говорит, что, так как вино молодое, (т.е. которое ещё не добродило), то влитое в ветхие мехи, перебраживая, разорвёт их. По сути дела, в этой притче под мехами нужно понимать людей, которые не в состоянии вместить всего учения сразу. Виноваты здесь не сами люди, которые приняли слишком высокое учение для себя, а виноваты те, кто «вливает» в них, неподготовленных, это учение с поспешностью. Чаще всего такая поспешность оканчивается крахом.

«Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник, и кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. И встав Иисус пошел за ним, и ученики Его. И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подошедши сзади, прикоснулась к краю одежды Его; ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова» (Мф. 9:18-22).

Здесь начинается рассказ об одном чуде, а продолжается о чуде другом, связанном с исцелением кровоточивой женщины. Очень важно рассмотреть эпизод, который обозначен так: «Женщина подошедши сзади, прикоснулась к краю одежды Его; ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею». Дело в том, что женская нечистота, даже в виде этой болезни, которая двенадцать лет продолжалась у женщины, считалась нечистотой. Женщине нельзя было прикасаться абсолютно ни к кому, но она идёт на компромисс, желая прикоснуться только к краю одежды Христовой. По всей вероятности, хитон Христа был отделан бахромой, которая с одной стороны была одеждою, но полностью одеждой не считалась, и прикосновение только лишь к этой бахроме даёт желаемый результат – женщина выздоравливает. Господь спрашивает, кто прикоснулся к Нему? В данном случае этот вопрос Христа свидетельствует о том, что эта женщина с должным расположением, с верой, с доверием Иисусу, с доверием в то, что Он – Высшая Справедливость, что Он – есть само Милосердие, обратилась к Нему, и Господь спасает её, при этом не случайно произнося: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя».

«И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон; ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он вошед взял ее за руку, и девица встала» (Мф. 9:23-25).

Здесь повествуется об исцелении дочери Иаира, начальника синагоги. Для нас очень важны слова Христа: «Не умерла девица, но спит». Смеялись над Ним потому, что расценивали эти слова как издевательство над людьми, что свидетельствует о том, что девочка действительно умерла. Но эти слова Христа говорят нам о другом. Блаженный Феофелакт Болгарский здесь подчеркивает: «В этих словах мы видим то, что для Христа смерть – всё равно, что сон. Подобно тому, как нам несложно разбудить спящего, Христу несложно разбудить мёртвого. С другой стороны, Христос научает и нас относиться к смерти как ко сну. Если мы верим во всемогущество Божие, если мы принимаем Его учение о вечной жизни, то тогда для верующего человека не важно, сколько он будет спать: семь часов, семь веков или семь тысячелетий. Придёт Господь и обязательно разбудит, Он всемогущ».

«И разнесся слух о сем по всей земле той. Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их. И Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они вышедши разгласили о Нем по всей земле той» (Мф. 9:26-31).

В этом чуде исцеления заключается важный урок, который нам даёт Священное Писание. Господь спрашивает: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» Только после того, как слепые отвечают: «Да, Господи!», Господь исцеляет их, добавляя слова: «По вере вашей да будет вам». Это очень важное откровение Священного Писания говорит нам о том, что человек является сам участником того просимого, что он просит перед Богом. И как это ни странно будет звучать – если человек не имеет веры, то Господь ничем человеку не сможет помочь.

«Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ удивляясь говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского» (Мф. 9:32-34).

Последнее чудо в этой главе свидетельствует нам об очень важном моменте, который происходит в первый год общественного служения Христа в народе Израильском. Народ начинает принимать Иисуса как истинного Посланника Божия, как Мессию, как Сына Божия, свидетельствуя уже об очевидном: «Никогда не бывало такого явления в Израиле». На фоне этого религиозные вожди, которые должны были бы в первую очередь разглядеть в Иисусе истинного Мессию, озлобляются и говорят, что Иисус изгоняет бесов силой князя бесовского. Их озлобление свидетельствует о той силе ненависти, которую они имели ко Христу и всеми силами пытались погубить Господа. Христос часто удалялся от их гнева, избегая преждевременных опасностей, однако, всегда удалялся для того, чтобы всё больше и больше селений израильских охватывались Его проповедью.

«И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 9:35).

Preloader
Preloader

Оставить комментарий