Елеазар и Ревекка у колодца - Солимена Франческо
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Библейское событие, которому художник посвятил своё полотно описано в главе 24 книги Бытия. Патриарх Авраам, желая избежать смешения своего потомства с язычниками Ханаана, посылает домоправителя Елеазара к своей родне в Месопотамию с наказом найти жену для своего сына Исаака. Елеазар молится о ниспослании ему конкретного знамения, чтобы девица, которую Бог предназначил в жёны Исааку, напоила водой самого Елеазара и его верблюдов. Ею оказывается Ревекка, девица «прекрасная видом», внучка брата Авраама Нахора.
В бытовую сцену сватовства художнику удалось вложить многоплановое богословское звучание. Образ Елеазара в кожаном камзоле и красном плаще с колчаном стрел за спиной резко контрастирует с нежной златовласой девушкой в голубом платье. Елеазар словно символ служения Богу, он готов в путь и вооружён. Протягивая руку Ревекке, он зовёт ступить её на этот путь. Девушка задумчиво смотрит на протянутую ей ладонь. Она чувствует веление Божие в своём сердце и голос Бога изумляет и пугает её одновременно.
История создания
Картину «Елеазар и Ревекка у колодца» художник написал в Неаполе в возрасте сорока лет. Интересно, что и Исаак, которому Бог послал в жену Ревекку, был этого же возраста. Картина экспонируется в Эрмитаже. На официальном сайте указано, что шедевр попал в музей из Петергофского дворца.
Отношение автора к вере
Произведения, созданные кистью Франческо, создают стойкое ощущение его личного присутствия. Ярче всего это проявляется в картинах на религиозную тематику. Каждая стала проповедью той части Священного Писания, которой сочувствовала душа живописца. «Каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога» (1Кор.3:8-9). Он трогает зрителя простотой и искренностью, доступной лишь великим талантам.
Биография
Итальянский художник эпохи позднего барокко Франческо Солимена родился 4 октября 1657 в Канале-ди-Серино в регионе Кампания.
Отец Анджело Солимена был художником и стал первым наставником Франческо в живописи. Первые работы начинающего мастера были исполнены вместе с отцом: "Пьета" (1678, Ночера Супериоре, церковь Сан Бартоломео); "Мадонна с Младенцем между святым Петром и святым Павлом (1684, Неаполь, церковь Сан Никколо алла Карита) и др.
На формирование художественной манеры оказали влияние росписи и картины Луки Джордано, подражание караваджистским приемам мастера видно в ранних работах Франческо. Первой крупной работой Солимены явились росписи в Сан Паоло Маджоре в Неаполе, где им были написаны сцены "Падение Симона Мага" и "Обращение Савла".
В 1674 году Франческо приезжает в Неаполь, в котором проведет большую часть своей жизни. В Неаполе Солимена первоначально работает вместе с художником Франческо ди Мария. В 1702 году он проводит год в Монтекассино, а в 1700 и в 1707 годах живёт в Риме.
Солимена приобретает большую известность, исполняя заказы для дворов Франции, Испании, Австрии, Португалии. Среди покровителей и заказчиков Солимены были французский король Людовик XIV и великий полководец, австрийский фельдмаршал Евгений Савойский. В Италии его приглашают для работы в Турин, Геную, но он остается верным Неаполю, где продолжает работать, выполняя, однако, и другие важные заказы.
Этапными работами Франческо Солимена в Неаполе стали росписи плафона церкви Сан Доменико Маджоре и Джезу Нуово, в которых сказались черты поздней манеры художника: более тяжелый колорит, усилившейся рационализм композиционного и живописного решения. В подобной манере исполнены и росписи плафонов зала Сената в Генуе (1715-1717, погибли), к которым сохранились два эскиза — «Мученичество святой Юстинианы» (Национальные галереи Каподимонте), «Прибытие праха Иоанна Крестителя» (Генуя, собрание Де Феррари). И наряду с этими декоративными работами художник создает ряд станковых полотен "Похищение Орейтии"(Рим, Галерея Спада) "Ревекка и Елеазар" (Вена, Академия художеств).
В период с 1723 по 1728 год Солимена провел в Вене, работая над заказами принца и полководца Евгения Савойского. В Неаполе по своему проекту художник построил себе дворец Palazzo Via San Potito, также он является автором фасада неаполитанской церкви Сан-Никколо делла Карита.
Солимена играл видную роль в Академии художеств Неаполя. Среди работ художника выделяется его «Автопортрет» (Неаполь, Национальный музей Сан Мартино), в котором живописец подчеркнул интеллектуальный характер своего ремесла. Живопись художника типична для времени барокко — здесь есть и рафинированная игра светотени, и ясность, и чёткость линий, и склонность к драматизированию. Особенно современники были покорены тщательностью выписанных им на полотне фигур и образов.
Скончался Франческо Солимена в 1747 году Неаполе.
Автор текста: Ольга Северинова