Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
На картине Пуссена изображен эпизод из Второго послания к коринфянам: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор.12:2-4).
Апостол Павел изображен возносимым на небо тремя небесными посланниками. Руки апостола разведены в стороны в открытом жесте устремления к Богу, взгляд Павла с волнением и преданностью обращен в небеса. Живописцу удалось уравновесить ощущения от силы земного тяготения, группа, парящая в воздухе, воспринимается совершенно устойчивой. Кажется, что ангелы с мощными крыльями за спиной не прилагают больших усилий, а лишь слегка поддерживают святого.
Внизу изображена закрытая книга, обозначающая то, что Павел является автором четырнадцати новозаветных Посланий. Здесь же лежит меч, которым его казнили. Так же оружие может символизировать меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6:17).
История создания
По заказам Шантелу после 1643 года Пуссен написал несколько картин, изображающих экстазы святых и вознесение апостолов и Богородицы. Эти сюжеты были весьма популярны во время Контрреформации, однако Пуссен обращался к ним чрезвычайно редко. Первым было написано полотно «Вознесение святого апостола Павла», второй вариант этого же сюжета на увеличенном холсте был написан в 1649—1650 годах для Лувра.
Художественное решение в данных произведениях не характерно для Пуссена, оно имеет множество параллелей с барокко. И хотя художник неоднократно заявлял, что ему непривычно видеть человеческие фигуры в воздухе, здесь он уступил желанию заказчиков.
Отношение автора к вере
О мировоззрении Никола Пуссена современные искусствоведы могут судить лишь косвенно. Почти все записи, которые оставил художник, по большей части касаются теории изобразительного искусства. Однако большинство французских исследователей склоняются к мысли, что после 1640-х годов живописец очень пристально обратился к вере. В этот период он не только стал вести аскетичный образ жизни. Большая часть всех его заказов теперь оказалась на христианские темы, и многие работы предназначались непосредственно для украшения храмов.
Работая при дворе короля Людовика XIII, Никола Пуссен невольно был втянут в политические интриги, которые плели многочисленные фрондеры против имеющейся абсолютной власти. Французские искусствоведы считают, что художник был очень далек от всех их начинаний, а главное, категорически не принимал их идей - философию либертинизма, которую они исповедовали. Как человек XVII века и христианин, он считал, что нигилистическое отрицание принятых в обществе норм и восхваление гедонистической морали - нечестиво по отношению к религии. И на эти воззрения он искал подтверждения в Библии, проникая при помощи своего искусства в суть христианских истин.
Биография
Никола Пуссен родился в 1594 году в нормандском городке Лез -Андели. Уже в молодости он получил отличное образование – учился в латинской школе иезуитов в Руане и там же начал заниматься живописью.
В 18 лет молодой художник отправился в Париж, где продолжил обучение у известного в то время портретиста Ван Элле, а затем и у других мастеров. Но из-за финансовых трудностей ему пришлось вернуться домой.
В 1616 году Никола Пуссен вновь приехал покорять Париж. Благодаря знакомству с Александром Куртуа, камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки, молодой художник получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских мастеров. Именно в этот период его творчество обрело черты классицизма.
Художник мечтал отправиться в Италию, изучать античное и ренессансное искусство, и около 1618 года он прибыл в Рим. Но из-за финансовых проблем далее сумел посетить только Флоренцию и вернулся во Францию.
В 1619 – 1623 году Пуссен снова работал в Париже, месте с другими мастерами он получил несколько второстепенных заказов по оформлению Люксембургского дворца. Художник не переставал мечтать об Италии, пытался уехать, но вместо этого за долги был арестован в Лионе. Расплатиться ему помог парижский иезуитский коллеж, который поручил Пуссену и его друзьям-коллегам написать шесть больших картин на сюжеты из жития святого Игнатия Лойолы и святого Франциска Ксаверия. Далее мастер получил заказ от архиепископа де Гонди на украшение алтаря парижского собора Нотр-Дам на тему Успения Богородицы. Это первые из сохранившихся крупных полотен Пуссена, которые свидетельствуют о том, что здесь уже работал мастер высочайшего уровня.
Наконец, весной 1624 года художник вместе с друзьями прибыл в Италию. Сначала он отправился в Венецию, чтобы познакомиться с местной школой живописи, и спустя несколько месяцев обосновался в Риме. Никола Пуссен числился в списках прихожан римской церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина, вместе с группой других французских художников, проживающих в соседнем доме.
Пуссен изучал ренессансное искусство и с переменным успехом занимался живописью. Около 1629 года он тяжело заболел, его выхаживало семейство кондитера-француза Шарля Дюге. Когда Никола выздоровел, он обручился со старшей дочерью своего спасителя — Анн-Мари.
В 1632 году Пуссен был избран членом Академии Святого Луки. Ранее, в 1630 году он обрел могущественных покровителей — мецената и ученого Кассиано даль Поццо, Джулио Роспильози, который позже стал папой Климентом IX и кардинала Камилло Массимо. Художник часто отправлял свои лучшие работы на реализацию во Францию.
В 1639 году по приглашению кардинала Ришелье Пуссен снова приезжает в Париж, украсить галерею Лувра. Через год Людовик XIII под впечатлением таланта этого мастера кисти назначает его своим первым живописцем. Пуссена признали при дворе, вельможи стали наперебой заказывать у него картины для украшения своих замков и галерей. Но из-за многочисленных интриг в 1642 году мастер практически сбежал обратно в Рим. Здесь он и прожил до конца своих дней.
19 ноября 1665 года Никола Пуссен скончался.