Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Центральная часть Дрезденского алтаря представляет сюжет поклонения Богоматери младенцу Христу. Дева Мария склонилась над спящим Иисусом, молитвенно сложив руки. Сдержанный, почти суровый облик Богородицы напоминает итальянские образы, отсылает зрителя к работам Скварчоне и Мантеньи. Считается, что в качестве модели для образа Марии художнику позировала его супруга Агнес Фрей. Помимо двух центральных персонажей в комнате присутствуют крохотные ангелы. Создается впечатление, что с их появлением в тишину комнаты проникает тихая нежная музыка. Два ангела парят над головой Девы и держат над ней богато украшенный венец, символ того, что Богородица является Царицей Небесной. (Откр.12:1). Остальные небесные посланники заняты уборкой комнаты, что создает игривый и трогательный эмоциональный акцент. Красочная гамма произведения выдержана, в работе доминируют синие и белые тона. Здесь Дюрер использует и новые художественные средства, воспринятые им во время путешествия в Италию — страну Ренессанса, хотя стиль картины еще вполне северный, немецкий.
Центральная панель помимо главной сцены содержит важные сюжетные детали. Рядом со спящим младенцем, который лежит на подушке, изображена груша — символ первородного греха. Рядом с Девой Марией на подставке помещена книга. Это аллюзия на Книгу Премудрости Соломона. Таким образом, ясно, что Дюрер трактует образ Пречистой Девы как «Virgo Sapientissima» (с латинского - «Дева Мария Премудрость»). На заднем плане слева изображен Иосиф Обручник, который занят плотницкой работой. Справа - вид улицы и стоящий у дома осел, который служит аллюзией к бегству в Египет. (Мф.2:13). Глубину помещения Дюрер показывает строго в соответствии с законами линейной перспективы.
На левой боковой створке мы видим святого Антония, который традиционно изображен с колокольчиком, хотя и без свиньи, для которой он первоначально предназначался. Его облик спокоен, несмотря на то, что окружен всевозможными фантастическими существами, искушавшими его в пустыне. На правой створке - святой Себастьян. Его облик нетрадиционен: художник не изображает стрел, которыми был пронзен святой, но на теле присутствуют раны от них. Выбор данных святых не случаен. В 1495 в Германии разразилась ужасная эпидемия чумы, ставшая одной из причин отъезда художника в Италию. Этот алтарь с изображением святых покровителей больных чумой - свидетельство ее благополучного для художника исхода.
История создания.
Алтарь знаменует начало зрелого периода творчества Альбрехта Дюрера. Эта работа была одним из первых заказов, наряду с полиптихом «Семь скорбей», который выполнял Дюрер для саксонского курфюрста Фридриха III. Дюрер встретился с курфюрстом во время визита последнего в Нюрнберг в апреле 1496 года.
Алтарь предназначался для часовни замка Виттенберг. Первоначально была выполнена лишь центральная часть алтаря с изображением Девы Марии и младенца. Выбор техники темперной живописи (в то время как в этом регионе уже широко была распространена масляная), вероятно, связан с желанием ускорить выполнение работы. В 1503—1504 годах, возможно, в связи с эпидемией чумы, к алтарю были добавлены две боковые панели с изображениями Святого Себастьяна и Святого Антония, покровителя больных «антониевым огнём». Авторство боковых панелей — предмет многочисленных споров, предполагается, что они выполнены учениками Дюрера, либо нидерландскими художниками, либо Кранахом, который в то время жил в Виттенберге. Триптих, вопреки традиции, не предназначен для складывания, оборотные стороны его крыльев не расписаны.
Отношение автора к вере.
С юных лет Альбрехт Дюрер предавался глубоким рассуждениям на тему вопросов бытия и своего предназначения. Многочисленные автопортреты художника свидетельствуют о его стремлении заглянуть вглубь своей природы и воспитать свою личность соразмерно таланту, который был дарован ему Богом. На одном из ранних автопортретов, который был создан в тринадцатилетнем возрасте, мастер предстает задумчивым юношей, тонко и глубоко чувствующим. Позднее поиски самоопределения живописца особенно ярко проявляются в мысли о том, что художник является творцом, подобно Богу. Альбрехт Дюрер вел нравственную жизнь глубоко верующего христианина. Один из современников так писал о художнике: «За всю жизнь не известно ни одного поступка, который бы заслужил порицания или хотя бы снисхождения. Он был безупречен вполне».
При этом художник жил в сложную эпоху Реформации, когда каждому человеку предстояло сделать выбор - поддерживать революционные изменения религиозных уставов или отстаивать непреложные основы христианской веры. Изначально, прельстившись новыми идеями, живописец примкнул к лютеровскому движению, но впоследствии разочаровался в Реформации. В итоге евангельская тема становится лейтмотивом творчества Дюрера, бывшего духовно очень чутким человеком. В конце своего творчества художник сделал надпись на одной из картин, ставшей своеобразным завещанием будущим поколениям: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Сказанное было особенно важно в ту эпоху, когда Нюрнберг официально принял Реформацию. Тогда люди самых разных направлений новой веры стали проповедовать свои учения. Живописец призывал современников и потомков к внутренней стойкости в борьбе с лжепророками, которые ставили под угрозу весь строй духовной и материальной культуры. Твердой основой и истинной жизненной опорой человечества Альбрехт Дюрер считал библейское слово, не искаженное домыслами современности.
Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера - выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.
Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской у художника Михаэля Вольгемута. 1492-1494 годы он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди. В 1494 году, после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.
Вернувшись в Нюрнберг в 1495 году, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготавливали ксилографии. Печатая значительное количество оттисков, Дюрер с 1497 года начал прибегать к услугам агентов, продававших его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем; его славу упрочило издание в 1498 году серии гравюр на дереве «Апокалипсис».
В 1506 году, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. Здесь он создает выдающиеся полотна «Христос среди учителей» и «Праздник четок». Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507-1511 годов более важное место занимают картины. По всей видимости, художника не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато, и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Известный диптих «Адам и Ева» (1507 г.) был создан именно в это период.
Годы 1511-1514 были посвящены преимущественно гравюре. Дюрер выпустил второе издание «Апокалипсиса», цикл из двадцати гравюр на дереве «Жизнь Марии», двенадцать гравюр серии «Большие Страсти» и тридцать семь гравюр на тот же сюжет – «Малые Страсти». В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее. В 1513-1514 годах художник создал три самых знаменитых своих листа: «Рыцарь, смерть и дьявол»; «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия I».
В 1514 году Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный «Портрет императора Максимилиана» и образ «Богоматерь с Младенцем и св. Анной» (1519-1520 гг.).
В конце своей жизни Дюрер приступил к теоретическому осмыслению своих наблюдений и написал трактаты о пропорциях человеческого тела и о перспективе - проблемах, занимавших его еще со времен первой поездки в Италию. Художник ушел из жизни в Нюрнберге 6 апреля 1528 года.
Автор текста: Миненко Евгения Владимировна.