Давид Микеланджело - Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Давид Микеланджело
Давид Микеланджело
Автор: Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони
Местонахождение: Академии изящных искусств (Accademia di belle arti di Firenze), Флоренция, Италия
Произведение: Скульптура Давида Микеланджело
Жанр: Скульптура
Год создания: 1501 – 1504 гг.
Эпоха: Высокое Возрождение, библейский сюжет, раннее барокко

Описание произведения.

Своего «Давида» Микеланджело сотворил в двадцать шесть лет, вернувшись во Флоренцию из Рима уже признанным мастером. Это не только самая известная его работа, но и самая известная скульптура мирового искусства того времени. Специалисты называют статую Давида (высота – 5 метров, 17 сантиметров) эталоном скульптурного изображения человеческого тела. Хотя отдельные критики и считают, что фигура юноши не совсем пропорциональна потому, что верхняя её часть выглядит более массивной, это нисколько не умаляет достоинств бессмертного творения Микеланджело.

Из некондиционного куска мрамора великий мастер изваял скульптурный шедевр – юного Давида перед сражением, с доселе непобедимым великаном, филистимлянином Голиафом. На лице Давида – спокойствие и невозмутимость, но в глазах этого «простого пастушка» читается мужество и непоколебимая уверенность в своей правоте. Его поза естественна, без излишнего напряжения. В руках обнажённого юноши только праща и камень, примитивное вооружение, которое и оружием-то не назовешь. Но он не сомневается в своей победе, ведь с ним – Бог. «Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа. Бога воинств Израильских, которые ты поносил». (1 Цар.17:45).

Джорджо Вазари, итальянский художник, историк и биограф Микеланджело, писал, что «Давид отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских».

История создания.

В настоящее время известны около шестидесяти скульптурных работ, автором которых является Микеланджело. Самая известная его скульптура – статуя Давида. Мрамор для «Пьеты», своего первого шедевра, Микеланджело выбирал сам – ездил на разработки, контролировал, как глыбу выкалывают и перевозят. Для «Давида» же ему достался искалеченный предыдущим скульптором камень. Но Микеланджело доказал, что «Пьета» – это не единичный шедевр, а только начало его великой эпопеи творчества. Впоследствии этот мраморный гигант стал символом эпохи Возрождения, скульптурные копии Давида Микеланджело разошлись по всему миру.

Когда мастер закончил работу над скульптурой, специальная комиссия должна была решить, куда поставить «Давида». В эту комиссию входил и Леонардо да Винчи, который высоко оценил работу Микеланджело, но и увидел в нем творческого соперника.

Статуя Давида была выставлена на всеобщее обозрение во Флоренции, на площади Синьории перед палаццо Веккьо, 8 сентября 1504 года. Уже в XIX веке, во избежание разрушения от воздействия природных факторов, скульптура была перенесена в зал Академии изящных искусств. На площади Синьории поставили копию великого произведения мастера.

Отношение автора к вере.

Микеланджело был крещён на третий день после своего рождения в храме Сан Джованни ди Капрезе. Девять Римских Пап во времена творчества Микеланджело, а прожил он почти 90 лет и трудился до самой своей смерти, делали ему заказы для оформления храмов Ватикана и Рима. С некоторыми Папами его связывала личная дружба ещё со времён обучения в Академии Гуманизма при дворе Медичи – тогдашними философами Марсилио Фичино и Анджело Амброджини, будущими Львом X и Климентом VII. Перед своей кончиной, Микеланджело в здравом уме и твёрдой памяти огласил завещание, в котором «пообещал Господу – душу, земле – тело, а родственникам – имущество». Душу – Господу. Это ли не лучшее доказательство веры человеческой?

Всю свою жизнь Микеланджело бежал от людей («всех люби, от всех беги»), хотя находился всё время среди них, своих последователей и преследователей. Рафаэль сказал про него – «одинок, как палач». Но «казнил» Микеланджело только самого себя. Он стремился к целям, превышающим стандарты современного ему искусства. Он не считал, что его произведения достойны таланта, дарованного Богом. Несмотря на выдающееся творческое наследие, он говорил, что «недостоин встречи с Раем». Как и все великие, и это, безусловно, одно из главных достоинств человеческой натуры, таковым он сам себя не считал.

Биография.

Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони – самый известный живописец Италии, непревзойдённый мастер архитектурных и скульптурных творений, мыслитель и поэт эпохи Высокого Возрождения. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве — свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография напечатана ещё при жизни.

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в семье разорившегося дворянина, потомственного банкира, Лодовико Буонарроти Симони, в местечке Капрезе, возле провинции Ареццо в Тоскане. Микеланджело был вторым ребенком в большой семье. Мать, Франческа Нери дель Миниато Сиена, измученная частыми беременностями, умирает в 1481 году, едва Микеланджело исполняется шесть лет. В 1485 году многодетный отец женится во второй раз, на Лукреции Убальдини ди Гальяно, которая не могла иметь собственных детей, и воспитывала приемных мальчиков как своих. Однако, не справляясь с материальным обеспечением своего семейства, отец отдаёт Микеланджело на воспитание в приемную семью Тополино, глава которой работал каменотёсом, а его супруга раньше была кормилицей мальчика. Именно тогда будущий великий скульптор начал работать с глиной и впервые взял в руки резец.

Желающий дать наследнику образование, родной отец определил Микеланджело в учебное заведение Франческо Галатеа да Урбино во Флоренции. Однако учеником он оказался не особенно прилежным, мальчику больше нравилось рисовать. В 1488 году юный живописец отправляется на учёбу в мастерскую Доменико Гирландайо, где познает основы техники рисования. За год обучения Микеланджело создаёт несколько карандашных копий известных картин и копию с гравюры немецкого живописца Мартина Шонгауэра «Мучения святого Антония». В 1489 году юношу зачисляют в художественную школу Бертольдо ди Джованни, организованную правителем Флоренции, Лоренцо Медичи Великолепным. Заметив гений Микеланджело, Медичи берет его под свое покровительство, помогая развивать недюжинные художественные способности, и способствует получению дорогих заказов. В 1490 году Микеланджело продолжает своё обучение в Академии Гуманизма при дворе Медичи, где знакомится с философами Марсилио Фичино и Анджело Амброджини, будущими Папами Римскими. В Академии 17-летний Микеланджело создает мраморный рельеф «Мадонны у лестницы» (1492), мраморный рельеф «Битва кентавров» (1492) и скульптуру Бертольдо ди Джованни.

8 апреля 1492 года Лоренцо Медичи умирает, и Микеланджело принимает решение о возвращении в отчий дом. В 1493 году он, с разрешения настоятеля церкви Санта-Мария-дель-Санто-Спирито, изучает анатомию на трупах при церковной лечебнице. В благодарность за это, мастер изготавливает для священника деревянное Распятие, которое и сейчас находится в церкви.

В 1494 году Микеланджело покидает Флоренцию, не желая участвовать в восстании Савонаролы, и уезжает в Болонью, где берётся за выполнение заказа из трёх небольших фигур для гробницы Святого Доминика в одноименной церкви – «Ангел с канделябром» (1495), «Святой Петроний» (покровитель Болоньи, 1495), «Святой Прокл» (итальянский воин-святой, 1495). В Болонье мастер учится создавать трудные рельефы, наблюдая за действиями скульптора Якопо делла Кверча в базилике Сан-Петронио. Элементы этой работы будут воспроизведены Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы.

В 1495 году двадцатилетний художник возвращается во Флоренцию и начинает работать на наследника Лоренцо – Пьерфранческо ди Лоренцо де Медичи, создав для него статуи «Иоанн Креститель» (1496) и «Спящий Купидон» (1496). Последнюю скульптуру Лоренцо Медичи попросил состарить, ему хотелось продать произведение искусства подороже. Кардинал Рафаэль Риарио, который приобрел подделку, обнаружил обман, однако, впечатлённый работой мастера, не стал предъявлять ему претензий, а наоборот, пригласил на работу в Рим.

В июне 1496 года Микеланджело приезжает в Рим, где в течение трёх лет создает свои шедевры – мраморные скульптуры бога вина Бахуса и Римской Пьеты. На протяжении последующих лет Микеланджело работал то в Риме, то во Флоренции, выполняя самые сложные заказы Римских пап. Гениальное творчество мастера проявлялось не только в скульптуре, но и в живописи, в архитектуре, в поэзии. К сожалению, не все его произведения дошли до нашего времени – одни были утеряны, другие уничтожены мастером намеренно. В 1518 году скульптор сжёг все наброски для росписи Сикстинской капеллы, а за два дня до смерти он приказал бросить в огонь и свои незаконченные рисунки, чтобы потомки не увидели его мучительных творческих исканий.

Личная жизнь Микеланджело неоднозначна, во многих поэтических произведениях маэстро звучит искреннее чувство к Томмазо деи Кавальери, а затем и Чеккино де Браччи. На закате своих лет мастер испытал прекрасное чувство к поэтессе Виттории Колонне, с которой был знаком уже почти полвека. Их переписка представляет собой эпистолярный памятник эпохи.

Жизнь великого Микеланджело закончилась 18 февраля 1564 года, в Риме. Он умер в присутствии врачей и друзей, успев продиктовать завещание. Для скульптора была построена гробница в одном из его архитектурных творений – базилике Святого Петра, но после смерти тело мастера поместили в базилику Санти-Апостоли, и Вазари, по указанию Козимо Медичи, еще одного флорентийского властителя, тайно вывез усопшего из Рима под видом тюка с товарами. Флорентийцы встретили Микеланджело с почестями и похоронили в прекрасной гробнице в Санта-Кроче, церкви Святого Креста, в центре Флоренции.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий