Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Рельеф «Дары волхвов» был создан средневековым мастером Гислебертом (Жильбером) для украшения столицы одной из капителей собора Сен Лазар, возведённого во французском городе Отён в начале XII века.
Скульптурная композиция представляет библейский сюжет о принесении волхвами в Вифлеем даров Божественному Младенцу. Волхвы – благочестивые, мудрые люди родом из Персии или древней Вавилонии, «усердные к вере и предметам святым». Увидев на небе знамение, Вифлеемскую звезду, они идут за ней в Иерусалим, а затем в Вифлеем – к будущему Спасителю мира, появление которого предсказывали ещё древние пророки. В Библии волхвы, пришедшие поклониться Божественному Младенцу, называются царями, их имена Мельхиор, Гаспар и Валтасар.
В правой части рельефа на фоне пещеры изображена сидящая Богоматерь, держащая на коленях Младенца. Перед ними преклонил колени Валтасар – смуглый муж средних лет, который дарит Иисусу смирну – благовонное вещество для посмертного умащения тел. Богомладенец положил на сосуд со смирной свою ручку – в знак того, что принимает этот дар. Рядом с Валтасаром стоит Гаспар - безбородый юноша, держащий в руках сосуд с ладаном. Это вещество обычно преподносят священникам. Самым последним, у левого края рельефа, изображён Мельхиор – длиннобородый седовласый старец. В подарок Господу он принёс золотые пластины. Золото было принято дарить царям.
Все фигуры этой сцены вырезаны мастером подробно, с мельчайшими деталями и гармонично объединены в эмоционально насыщенную композицию. В светлых и, одновременно, очень земных образах своих героев, Гислеберт мастерски передал земное воплощениевысшего промысла Господа. В работах романских скульпторов всегда чётко разделяются добро и зло, Рай и преисподняя, небо и земля. Отличительные черты романского искусства – простота единичных образов и сложность, динамичность пластических композиций в целом.
История создания
Кафедральный собор Сен Лазар (Святого Лазаря) французского города Отён стоит на исторических паломнических путях Бургундии. Церковь в романском стиле была возведена в 1130 – 1140 годах на самом высоком месте города. В плане собора лежит латинский крест – двухпролётный притвор с двумя башнями продолжен семипролётным нефом с трансептом, завершённым высоким шпилем с крестом, и закончен полукруглой трёхярусной апсидой. Специалисты относят рельефы на столицах капителей в нефе и хорах к творчеству средневекового мастера Гислеберта.
Кубовидные капители колонн - отличительная черта романской архитектуры средних веков, позволяли скульпторам изображать библейские сцены без пластических искажений. Всего таких столиц с сюжетами из Библии и апокрифов в соборе Сен Лазар насчитывается около шестидесяти. Рельефы капителей под центральной, обрушившейся в XIX веке башней, такие как «Три волхва», «Божий суд над Каином», «Бегство в Египет», «Повешение Иуды» и несколько других, заменены копиями. Оригиналы находятся в музее Ролена.
Отношение автора к вере
О личной жизни мастера Гилберта почти ничего не известно – в то время ещё не было традиции написания прижизненных биографий выдающихся художников. Однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. Гислеберт выполнил множество значимых скульптурных композиций в соборах средневековой Франции, все они были созданы на библейскую тематику. Вершиной проявления его религиозного чувства, безусловно, является оформление собора Сен Лазар в Отёне.
Скульптуры мастера на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы. В своих работах Гилберт, с помощью выразительных средств романского искусства средневековой эпохи, сумел передать Божественную любовь к падшему человечеству, весь ужас совершаемого людьми греха и неотвратимость его наказания.
Биография
Гислеберт (Жильбер, Джайлбертус) был французским романским скульптором XII века. Подробности его личной жизни неизвестны, сведения есть только об основных этапах творчества мастера.
В 1115 году Гислеберт участвовал в оформлении аббатства Клюни, работая над кафедральным собором в качестве помощника главного скульптора. Собор создавался как больница для прокаженных, поэтому рельефы на его фасаде отражают образы, которые давали пусть небольшую, но надежду неизлечимо больным. После завершения обучения в Клюни, Гислеберт отправился в Отён, где создал свой «Страшный Суд» на тимпане Западного фасада.
Тимпан подписан словом Gislebertus, однако некоторые искусствоведы полагают, что это имя мецената, заказавшего работу, а не самого художника. Именно эта подпись была первым «автографом», обнаруженным на скульптурах романского периода – прежде мастера считали себя «руками Бога», а не самостоятельными творческими личностями.
Автор текста: Марина Румянцева