«Четыре времени года» - Арчимбольдо Джузеппе

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Четыре времени года»
«Четыре времени года»
Автор: Арчимбольдо Джузеппе
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Произведение: «Четыре времени года»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Маньеризм
Дата создания: 1569 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Стиль этих работ Арчимбольдо уникален и не характерен для XVI столетия. «Весна» представляет собой голову в профиль, составленную из сотни изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев. «Осень» увенчана виноградной лозой и последними земными дарами, воротник её составлен из бочковых досок, как бы намекая на необходимость заготовок. «Зима» это перевёрнутое вверх корнями старое дерево с древесным грибом вместо губ и парой фруктов нанизанных на тонкую веточку, символизирующих припасы.

Искусствоведы считают, что аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Гармония, с которой плоды и животные сочетаются в изображении человеческих голов, символизирует гармонию империи под благим правлением Габсбургов. Времена года чередуются в неизменном порядке, символизируя как постоянство природы, так и вечность правления дома Габсбургов. В то же время данное произведение вполне соотносимо с библейскими стихами из Книги Бытия: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи». (Быт.1:14; Быт.2:8-9).

На картинах присутствуют символические элементы. Плащ «Зимы» украшен буквой «М», намекая на императора Максимилиана. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. По традиции того времени, отсчёт нового года начинался с зимы, которую именовали «главой года». На праздничной процессии в 1571 году, император был одет в костюм Зимы, который подчеркивал его земное владычество. Исследователи творческого наследия художника находят тесную связь картин Арчимбольдо и его эскизов костюмов для торжественных процессий, представлявших собой аллегории императорской власти, гармонии правления, благополучия и процветания дома Габсбургов.

История создания

В первые два года службы при дворе, Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий, «Времена года». На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её соответствии сомневаются исследователи творчества художника. Предполагают, что цикл был представлен императору уже после возвращения художника из Милана, примерно в начале нового, 1569 года.

Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна, картины произвели сильное впечатление на монарха. И Максимилиан II, и его сын Рудольф II заказывали художнику авторские повторения циклов для того, чтобы дарить их своим политическим оппонентам и союзникам. Источником стиля историки искусства (Б.Гейгер и А.Вентури) видят в связи Арчимбольдо с гротескной традицией немецкой готики, а так же и с наследием Леонардо да Винчи, которое он изучал в Милане. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены.

Отношение автора к вере

На старинной гравюре, считающейся, по традиции, автопортретом мастера, имеется надпись: «Природа, выраженная искусством Арчимбольдо». Эти слова свидетельствуют, что современники не относили искусство художника к разряду курьёзов. Арчимбольдо действительно был гениальным выразителем природы и удивительно правдиво умел передавать на своих холстах ее краски, изобилие, вечно умирающее и рождающееся великолепие.

Одна из главных идей, владевшая умами современников художника это учение о живом космосе и единстве человека и природы. При этом времена года и стихии сопоставлялись с органическими процессами, происходящими в человеке. На картине «Весна» цветы и травы сплетают образ юности, чистоты и радости. Картина «Лето» создает ощущение знойного полдня, который соответствует расцвету человеческой жизни. «Осень» изобилует земными плодами, подобно тому, как зрелый возраст — мудростью и добродетелями. «Зима» неприветлива и сурова, она безрадостна, если плоды её скудны. Некоторые современные исследователи приписывают эти взгляды платоническому пантеизму. Но более естественно и органично считать, что Арчимбольдо, как и его современники, не противопоставлял своих научных и мировоззренческих взглядов христианским догматам, считая их одним из явлений Божественного промысла и премудрой заботы о сотворенном мироздании. Так же и развитие дарованных Богом талантов художник почитал обязанностью человека.

Биография

Фамилия «Арчимбольдо» имеет древние южно-германские корни. Дата рождения художника не задокументирована, по косвенным данным живописец родился в 1526 году. Джованни был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо, который работал над украшением Миланского собора. Его дядя, Джананьело Арчимбольдо, потомственный священнослужитель, архиепископ Милана в 1550-1555 годах, слыл умным и образованным человеком. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Наравне с отцом, он оказал значительное влияние на воспитание Джузеппе и пробудил в нем интерес к наукам и философии. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи, Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя с чертежами и рисунками. Джузеппе имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.

В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. В начале 1550-х годов, после смерти отца, Арчимбольдо начал работать самостоятельно. К сожалению, из его росписей в Миланском соборе сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе, и пышное декоративное обрамление из переплетающихся фруктов, цветов и лент, а также, несколько эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания.

В 1562 году Арчимбольдо приехал в Прагу и поступил на службу в качестве придворного художника. Здесь, как художник-декоратор, он проработал 25 лет, участвуя в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб, часто устраиваемых при дворе. Судя по документам из Альманаха Высочайшей императорской династии, Арчимбольдо никогда не терял императорского расположения, несмотря на смену монархов. В 1575 году Максимилиан II узаконил положение внебрачного сына Арчимбольдо — Бенедетто. При инвентаризации коллекции Рудольфа II в 1607—1611 годах, в описи были учтены 4 фолианта эскизов Арчимбольдо, один из которых дошёл до наших дней.

Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 году вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную службу» император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. В 1591 году художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу считают портретом императора Рудольфа) — и послал их императору в Прагу. Тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа. В Священной Римской империи XVI века этой чести удостоились всего три художника: Содома, Тициан и Арчимбольдо.

Год спустя, 11 июля 1593 года Джузеппе Арчимбольдо скончался. Наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены. В литературе XVII—XVIII веков его имя не упоминалось. Картины мастера привлекли внимание в тридцатых годах двадцатого века. В творчестве художника увидели предвосхищение сюрреализма, а картина «Библиотекарь» считается триумфом абстрактного искусства.

Составитель текста: Северинова Ольга

Оставить комментарий