Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
«Царь Саул» стал одним из первых опытов обращения Мусоргского к библейскому сюжету. В качестве текстовой основы композитор взял стихотворение из цикла Дж. Г. Байрона «Еврейские мелодии» в русском переводе П. А. Козлова. Однако Мусоргский, очень чуткий к словесному тексту и сам обладавший незаурядным литературным дарованием, творчески изменил текст Козлова. Особенно это заметно во второй редакции произведения, в которой композитор акцентировал внимание на драматическом предчувствии гибели, охватившем царя-отступника перед его последней битвой.
По жанру это произведение можно назвать романсом, но богатая образность, эмоциональность и драматичность роднит его со сценическими жанрами, в частности, с оперным монологом. О подобных работах Мусоргского выдающийся музыкальный критик В. Стасов писал: «Каждый из этих так называемых “романсов” можно сейчас исполнять на сцене, в костюмах, при декорациях, так они полны сценичности, драматизма, такую богатую они представляют задачу для игры, для мимики».
Романс Мусоргского разделяется на три части в соответствии со строфами стихотворения Байрона: исполненная величавой героики речь Саула перед вождями еврейского народа; обращенная к оруженосцу драматичная просьба не позволить царю пережить позор поражения, и, наконец, скорбно-лирическое прощание с сыном, которому было суждено погибнуть в этой же битве. Стасов не без основания выделял это сочинение как «лучший и совершеннейший романс первого периода», неизменно оставляющий «впечатление силы, страстности, красоты и увлечения».
История создания.
В мае 1863 года состоялась премьера оперы Александра Серова «Юдифь». Эта постановка имела большой отклик в петербургском обществе того времени. Публика хорошо приняла оперу, но в творческой среде мнения о «Юдифи» были неоднозначными. Стасов и композиторы «Могучей кучки» являлись давними оппонентами Серова, и они подвергли его оперу жесткой критике. Тем не менее Мусоргский – единственный из «Могучей кучки» – произвел подробный разбор оперы, назвав как ее недостатки, так и достоинства. Размышления о «Юдифи» привлекают внимание Мусоргского к ветхозаветным сюжетам. История Саула была особо значима для композитора: в этот период он много размышлял о призвании, о ценности дара Божьего и измене ему, о грехе и возможности покаяния. Впоследствии эти темы будут развиты Мусоргским в образе Бориса Годунова из одноименной оперы. Роднят образы Саула и Годунова в том числе и особенности музыкального языка – в романсе композитор впервые применил гармонический оборот, позднее звучащий в колокольном звоне в опере.
Первая редакция «Царя Саула» была создана в августе 1863 года в селе Волок Псковской губернии, где Мусоргский гостил у дальних родственников. Свой романс Мусоргский посвятил русскому певцу-басу Александру Петровичу Опочинину.
Через несколько лет композитор, готовя сборник своих романсов к печати, перерабатывает многие из них, в том числе и «Песнь Саула перед боем». Вторая редакция романса существенно отличалась от первоначальной, она появилась в промежутке между 1866 и 1871 годами. Романс вошел в сборник, названный композитором «Юные годы». Этот сборник объединяет 17 произведений, созданных с 1856 по 1866 годы. Иногда «Юные годы» называют вокальным циклом, несмотря на отсутствие общей идеи: в сборник вошли очень разноплановые работы, объединенные лишь периодом создания. Вторая редакция «Царя Саула» была напечатана в 1871 году. Через много лет после смерти Мусоргского, в 1923 году, была опубликована и первая редакция романса.
«Песнь Саула перед боем» изначально задумывалась для голоса с оркестром (что отмечено и в оригинале). Но сначала была создана версия для голоса с фортепиано, которая была инструментована композитором лишь через пятнадцать лет, в 1878 году. Впоследствии оркестровая партитура Мусоргского была утеряна, и сегодня романс исполняется в позднейших оркестровых редакциях (А. К. Глазунова, Ю. М. Буцко).
Отношение автора к вере.
Модест Петрович Мусоргский был с детства воспитан в православии. Предки композитора по отцовской и материнской линиям были благочестивыми православными христианами. Модест и его брат Филарет с раннего возраста вместе с родителями посещали службы и, как записано в исповедных росписях, «были у исповеди и святого Причастия». В юности, во время учебы в школе гвардейских подпрапорщиков, Мусоргский пел в церковном хоре: именно в это время он познакомился с многими православными песнопениями, в частности, с музыкой Бортнянского.
Все творчество М. П. Мусоргского очень национально и глубоко проникнуто православной духовностью. Более чем через столетие после смерти Мусоргского другой выдающийся русский композитор – Георгий Свиридов – напишет о нем следующие строки: «Мусоргский сочинял, как молился, само сочинение музыки было для него религиозным обрядом, даже религиозным таинством». Во второй половине XX века исследователи, составляющие архив рукописей Мусоргского, обнаружили любопытную деталь: «В начале бумажного листа, приступив к какой-либо записи (будь то нотный эскиз или беловая рукопись, партитура или клавир, текст романса, вариант оперного либретто), композитор обычно рисовал миниатюрный, порой едва различимый православный крестик, тем самым словно осеняя себя крестным знамением, как русский крестьянин перед жатвой, как воин перед битвой, как мастеровой перед решающим моментом отливки колокола» (Е. Левашов).
Зрелое творчество Мусоргского насыщено молитвенным настроением: это и вечерняя молитва ребенка («Песня перед сном» из цикла «Детская»), и молитва погибающих на поле брани солдат («Полководец» из «Песен и плясок смерти»), молитвенный настрой характерен для многих сцен из «Хованщины» и «Бориса Годунова». По свидетельству музыковеда А. А. Орловой, в советское время, когда большинство церквей не действовали, «ходили люди, преимущественно пожилые, на эту оперу [«Хованщину»] как в церковь».
Ректор Ленинградской Духовной Академии и семинарии, профессор, протоиерей Владимир Сорокин в письме к писателю Н. С. Новикову так обрисовал духовный облик великого русского композитора: «Для меня Мусоргский глубоко верующий человек. Его заслуга в том, что он создал в своих музыкальных произведениях образ не только страдающей Руси, но и Руси, преображающейся по законам духа и любви Христовой. Музыкальные драмы Мусоргского, это, прежде всего, образ всеобщего покаяния, всеобщей молитвы, внутренней скорби о делах содеянных, а затем, свет, преображающий в образ Воскресения».
Биография.
Модест Петрович Мусоргский родился в 1839 году в селе Карево Псковской губернии. Композитор происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Семья Мусоргских была музыкальной, первым педагогом по фортепиано стала для мальчика мать – Юлия Ивановна. Впрочем, возможность того, что сын станет профессиональным музыкантом, родителями не рассматривалась. Отец избрал для Модеста карьеру военного. В 1852 году юноша поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, из которой он был выпущен в 1856 году офицером Преображенского полка. В 1856 году Мусоргский познакомился с А. П. Бородиным, ставшим его близким другом. В это же время он знакомится с А. С. Даргомыжским, а через него и с М. А. Балакиревым и Ц. А. Кюи, затем с братьями В. В. и Д. В. Стасовыми. Для Мусоргского, как впрочем и для всех членов будущей «Могучей кучки», Балакирев стал учителем и другом. Участники кружка видели своей художественной задачей воплощение русской национальной идеи в музыке.
Большинство произведений Мусоргского так или иначе связаны со словом – это оперная, хоровая и камерно-вокальная музыка. В своем творчестве композитор стремился к реализму, жизненной и художественной правде, а также к яркому, образному раскрытию содержания текста. Он сам писал тексты многих своих вокальных сочинений и оперные либретто. Оставаясь в границах традиционных жанров, его работы были новаторскими по существу: ему принадлежит заслуга в создании нового типа оперы (народной музыкальной драмы), а также жанровых разновидностей романсов («народных картинок», социальных и сатирических зарисовок, сценок из жизни).
В июне 1858 года Мусоргский принимает решение уйти в отставку с военной службы и целиком посвятить себя музыке. Однако стесненные материальные обстоятельства заставили композитора в 1863 году снова поступить на службу. В 1863–1868 годах он был чиновником Инженерного управления, в 1868–1879 годах работал в Лесном департаменте, в 1879 году служил в Государственном контроле.
С середины 70-х годов в творчестве Мусоргского начинается кризис, который обусловлен развалом «Могучей кучки». Этот крах Модест Петрович во многом принял как предательство и малодушие её членов. Следствием стала депрессия, закончившаяся алкоголизмом. Умер Мусоргский в 1881 году в военном госпитале после приступа белой горячки. Великий русский композитор был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Музыкальный язык и драматургия произведений Мусоргского были ярко новаторскими, его музыка во многом опередила свое время, оказав огромное влияние на творчество многих композиторов XX века.
Автор текста: Рау Евгения Робертовна.
Текст.
Царь Саул (Песнь Саула перед боем)
Слова Д. Байрона, перевод П. Козлова
(Первая редакция)
О, вожди! Если выйдет на долю мою
Пред Господним народом погибель, погибель в бою,
Не смущайтесь! В битву идите смелей,
Пусть узнают враги силу наших мечей, силу наших, наших мечей.
Ты, несущий за мною мой лук и мой щит,
Если войско мое от врага побежит,
Если войско мое от врага побежит,
О, не дай пережить мне тот миг роковой,
О, не дай пережить мне тот миг роковой,
Пусть умру я, сраженный твоею рукой!..
О, мой сын, мой наследник! Победа, победа нас ждет;
Верь, для нас торжества чудный миг настает,
Верь, что славою вновь наш засветит венец,
Иль с тобой, как бойцы, мы свой встретим конец,
Мы свой встретим, встретим конец!
(Вторая редакция)
О, вожди! Если пало на долю мою
Пред Господним народом бесславно погибнуть в бою,
Не смущайтесь! В битву идите смелей,
Пусть узнают враги силу наших мечей, силу наших тяжких мечей.
Ты, несущий за мною мой лук и мой щит,
Если войско мое смутный страх поразит,
Если дрогнет оно и от врага побежит,
О, не дай пережить мне тот миг роковой,
Пусть умру я, сраженный твоею рукой!..
О, мой сын, мой наследник! Уж к битве зов
По холмам пролетел, и пир нам сулит, кровавый пир.
Ты видишь ли, в славе наш венец засиял,
И над дрогнувшим станом меч врага засверкал.
О, мой сын, то для нас час последний, страшный настал!