yandex

Бытие. Глава 1. - Сергей Львович Худиев

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Бытие. Глава 1.

Сергей Львович Худиев Бытие. Глава 1.
Эпизод в Библии:

Приблизительное описание лекции:

В начале сотворил Бог небо и землю.

(Быт. 1:1)

С самого начала Библии, первая ее фраза, первый же стих провозглашает фундаментальную истину о происхождении нашего мира. Наш мир сотворен Богом. Небо и земля - это библейский способ сказать: «Всё-всё на свете вообще». Всё существующее сотворено Богом. Это очень решительное заявление, особенно на фоне космологии того времени, когда люди верили, что творение – это результат деятельности целой группы богов, между которыми существуют различные взаимоотношения.

Но мы можем вспомнить вавилонский эпос «Энума Элиш» – там речь идёт о двух коалициях богов. С одной стороны, был бог Мардук и его союзники. С другой стороны, была такая драконица Тиамат и ее союзники. Тиамат символизирует хаос и солёную воду. Мардук символизирует порядок, благоустройство. К Мардуку приходят боги. Просят его быть у них военачальником. Мардук с ними торгуется, говорит: «Ну хорошо, я буду вашим военачальником, но вы тогда мне повинуйтесь – я у вас буду за главного бога». Они согласились – им нужен, все-таки, военачальник.

После чего разворачиваются боевые действия между Мардуком и Тиамат. Это подробно очень описывается. Они употребляют разные виды оружия. В итоге Мардук одерживает победу. Он убивает Тиамат, разрубает ее тело на две части, делает из верхней части – небо, из нижней – землю. Люди делаются из глины с примесью крови одного из убитых союзников Тиамат – Кингу. И мы видим, что творение это достаточно путанное и кровавое мероприятие, когда всё начинается с большой свалки, большой драки между богами.

Здесь, в Книге Бытия, мы видим, как Бог просто сотворил небо и землю. Этому не предшествует какой-то конфликт. Этому не предшествует выяснение отношений – кто главный? Бог просто творит небо и землю. Ему не приходится для этого преодолевать чьё-то сопротивление. Он один. И творение – мирное дело, которое Бог совершает своим Словом.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

(Быт. 1:2-4)

Бог творит своим Словом. Он сказал – и сделалось, Он повелел – и явилось. В других древних источниках есть представление о богах, которые творят, буквально, как горшечник, который лепит из глины. А тут мы видим, что Бог, не работая с каким-то предыдущим материалом, творит Словом. Богу достаточно – сказать.

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

(Быт. 1:4-5)

Бог увидел свет – что он хорош. Бог создал свет, и Бог увидел, что это хорошо. Бог созидает мир и мир хорош. Библия отличается оптимизмом в отношении творения. Творение – это хорошо. Есть множество религиозных систем, в которых творение – это плохо. С точки зрения буддизма, например, существование – это страдание. Тут уж лучшее, что можно сделать – избежать этого существования. Но с точки зрения Библии, творение мира – это хорошо.

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]

И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

(Быт. 1:5-8)

Бог созидает упорядоченное мироздание, где существует вода, существует суша. И Бог не просто создаёт мир – Он его упорядочивает. Бог является источником порядка в этом мире. Иногда людей смущает эта «твердь небесная». И иногда любят говорить не очень грамотные атеисты, что: «ну как же, вот у вас написано, что небо твердое – какая глупость, ерунда написана в этой вашей Библии!».

На самом деле, о чём идет речь? Библия обращается человеку на человеческом языке. Для людей той эпохи, для людей, которые жили в позднем бронзовом веке на Ближнем Востоке, небо действительно представлялось твёрдым сводом, твёрдым куполом. Они так представляли себе природный мир: есть купол, и осадки происходят из-за того, что в этом куполе открываются окна (буквально так). Через эти окна льётся вода. У людей не было каких-то дополнительных сведений о мире. Они его вот так видели. И Библия использует этот образ мира, чтобы рассказать – Кто такой Творец; чтобы рассказать – Кто такой Создатель.

Если бы мы сейчас говорили о творении, мы бы могли сказать: «Вот, посмотрите на все эти бесчисленные галактики – их сотворил Бог». Но люди в то время не знали про Галактики, у них была другая картина природного мира. Священнописатель использует эту картину природного мира. Он её не поправляет, не переделывает. Он просто говорит: «Вот видите, весь этот мир, весь этот небесный свод, всё это - сотворил Бог». Таким образом, указание на твердь – это просто особенность языка, на котором Бог обращается к людям.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]

И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

(Быт. 1:9-10)

Бог позитивно оценивает своё творение. Ещё раз мы видим – «это хорошо». Творение – это что-то хорошее, это что-то такое, что создал Бог.

И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию её, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: день третий.

(Быт. 1:11-13)

Мы видим, как Он это делает. Он говорит: «Да произрастит земля зелень». То есть Бог творит зелень не непосредственно. Он наделяет землю способностью произращать. Это важно, потому что здесь говорится об определенной, можно сказать, автономности творения. Зелень Бог творит не непосредственно. Бог отдаёт такое повеление земле. Земля наделяется властью и способностью производить зелень. Земля производит зелень и дерево плодовитое.

Иногда люди задают вопрос: «Ну а как до сотворения светил могла быть зелень? Как она могла вообще произрастать?». Ответов есть несколько. Наилучший, на мой взгляд, состоит в том, что нам не нужно путать язык, на котором нам преподаётся это библейское послание, и само содержание этого послания. Потому что, если понимать это как буквальное описание действий Бога в течение этой рабочей недели, мы наткнёмся на массу противоречий, на которые обращали внимание ещё гораздо ранее толкователи Писания.

Здесь мы имеем дело с поэтическим и символическим описанием творения, которое сообщает нам, прежде всего, богословскую истину – о том, что всё в мире сотворено Богом. Было бы ошибкой пытаться рассматривать эту богословскую истину как истину научную. Мы сейчас живём в мире, где огромным авторитетом пользуется наука. И люди начинают читать любой текст как научный. И получается, конечно, полная ерунда, потому что Книга Бытия не является научным текстом. Книга Бытия является текстом богословским. Он рассказывает нам о Боге и его отношениях с творением на таком языке, который был бы понятен людям позднего бронзового века. И который, в общем-то, доступен всем людям во все времена. Мы понимаем, что речь здесь идет о том, что Бог творит мир, о том, что есть только один Бог, о том, что творение в глазах Бога - хорошо. И о том, что творение наделяется Богом способностью к определенному саморазвитию. Придираться тут к деталям было бы достаточно бессмысленно.

Я приведу пример, как в детстве я читал книжку о том, как устроен атом. И там протоны изображались как большие красные шарики. Нейтроны – как большие зеленые шарики, а электроны – как маленькие голубые шарики. Потом я подрос и понял, что элементарные частицы не шарики, и они не могут быть цветными. Но объяснить первокласснику, как устроен атом, иначе было нельзя. Когда мы объясняем первокласснику, что такое атом – мы рисуем шарики. Ничего другого придумать нельзя. Но мы понимаем, что шарики – это язык, это форма, в которой мы передаем сообщение о том, как устроен атом. Точно также Книга Бытия передает нам сообщение о том, что Творцом всего является Бог – в той форме, которая была понятна людям того времени, которая понятна нам сейчас.

Придираться к этой форме – всё равно, что придираться к тому, что протоны – на самом деле не шарики и не красные. Это никак не ставит под вопрос те истины, которые мне сообщала книжка о том, как устроен атом.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. (Быт. 1:14-15)

Очень интересный момент. Сотворение Богом светил. В еврейском языке есть слова для обозначения солнца и луны. Но они здесь не используются. Говорится просто – светильники. Почему? Потому что у языческих народов имена солнца и луны были также именами языческих божеств, которые соответствовали солнцу и луне. И здесь автор совершает то, что потом назвали демифологизацией. Он подчёркивает, что солнце и луна – это не боги. Солнце и луна – это светильники, которые поставил единый истинный Бог.

Это очень важный момент, поскольку здесь мы видим декларацию монотеизма – есть только один Бог. Других богов не существует. Солнце и луна – это не Боги. Это просто светильники, которые поставил Бог в соответствии со своими целями. Это очень важно, поскольку древний Израиль жил в окружении языческих народов, которые предполагали само собой разумеющимся, что божеств много. И что за каждым природным явлением: за солнцем, за луной, за рекой, за ветром – стоит своё божество. И вот Библия говорит – нет. Это только светильники. Их поставил Бог.

И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,

и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: день четвертый.

(Быт.1:16-19)

Величественное зрелище, которое нам открывается, когда мы смотрим на небо: звёзды, солнце, луна – всё это Божье творение. В Библии мы много раз видим, как люди поклонялись звездам, служили воинству небесному. Действительно, в звёздах есть нечто чудесное, нечто завораживающее. Тем более завораживающее, когда сейчас мы научились строить мощные телескопы. И можно зайти в интернет – увидеть фотографии далёких галактик. Это что-то невыразимо прекрасное. И люди ещё в то время были готовы им поклоняться. Но Библия говорит: «Нет, это просто светильники, которые создал Бог». Это не боги сами по себе. Есть только один Бог которому можно поклоняться.

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]

(Быт.1:20)

Мы здесь опять видим, как Бог отдаёт повеление воде, которая должна произвести пресмыкающихся. То есть Бог наделяет творение способностью производить жизнь. Бог наделяет тварный мир определенной способностью к самораскрытию, к саморазвитию.

И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

(Быт. 1:21)

И мы видим тут интересную фразу. Бог сотворил всякую душу животных, пресмыкающихся, которых произвела вода. То есть с одной стороны, говорится, что их произвела вода. С другой стороны, говорится, что их сотворил Бог. Здесь мы видим ответ на вопрос, который иногда измучивает верующих людей и который очень любят использовать критики нашей веры. А именно – что естественные процессы могут всё объяснить. Где тут место для Бога? В Библии нет разграничения между естественными процессами и Божьими творениями.

Например, псалмопевец говорит: «Ты соткал меня во чреве матери моей». И мы понимаем, что беременность это то, что мы бы назвали естественным процессом. Но псалмопевец говорит, что это творение Бога. Бог действует в мире через естественные процессы. Поэтому нас совершенно не должно смущать или пугать, когда мы слышим, что те или иные события в мире развиваются согласно естественным процессам. Конечно, они так развиваются, и для нас это абсолютно не проблема. Но все естественные процессы происходят так, как Бог определил им происходить. И поэтому это является актом Божьего творения.

…И увидел Бог, что это хорошо.

(Быт. 1:21)

Бог увидел, что Его творение хорошо. Это послание, которое Библия провозглашает последовательно. Божие творения – это хорошо. Библия противостоит всем религиям и идеологиям, которые говорят, что творение это плохо. Их было немало в истории. Но Библия говорит, что творение Божие – это хорошо.

И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

И был вечер, и было утро: день пятый.

(Быт. 1:22-23)

Бог благословляет животных. Бог благословляет растения. Бог благословляет всё, что Он сотворил, всё, что Он создал – весьма хорошо. И это уникальные отношения между Богом и творением, которых нет в других картинах мира. В языческих мифологиях боги не любят творения. Мы привыкли к тому, что Бог любит творение, к тому, что Бог благ, но это не так в языческой картине мира.

Я помню, как слушал курс лекций по греческой мифологии. И первое, с чего начал лектор – он сказал, что мы привыкли что Бог – это кто-то благой и справедливый (в нашей традиции). И это нас часто сбивает с толку, когда мы читаем греческие мифы. Потому что языческие боги греческих мифов – они не благие, не справедливые. И они не любят людей. Люди сотворены богами для того, чтобы приносить им жертвы. Не потому, что боги любят людей. У языческих богов могут быть отдельные любимцы (как у земных аристократов, у них могут быть фавориты). Но в целом боги людей не любят. У них нет таких отношений любви. А здесь мы видим Бога, который любит и благословляет своё Творение.

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

(Быт. 1:24)

Мы видим опять, как земля производит. То есть снова видим опосредованное творение. Бог наделяет землю, то есть Своё творение, способностью производить.

И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

(Быт. 1:25)

Опять видим, что с одной стороны «да произведет земля», то есть это некий процесс, развивающийся в творении. С другой стороны – «Бог сотворил». То есть видим, что Бог творит через процесс, который мы могли бы назвать естественным.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

(Быт. 1:26)

«Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему» – человек есть образ и подобие Божие. Человек обладает уникальным достоинством, уникальной ценностью, потому что он, из всех живых существ, один создан по образу Божию. Все люди являются носителями Божьего образа.

Это очень глубокая и очень важная идея, которая имеет серьёзные практические следствия. Любой человек, который мне нравится или нет – он является носителем Божьего образа. Все люди: любой расы, любой национальности, любого достатка, любого положения в обществе – являются носителями Божьего образа. И всякий раз, когда я имею дело с другим человеком, я имею дело с Божьим образом. И мы должны с благоговением, со страхом и трепетом удаляться от того, чтобы кого-то оскорбить, кого-то уничтожить, над кем-то превознестись. Потому что всякий человек создан по образу Божию. Этот образ Божий состоит в том, что человек, подобно Богу, обладает свободой, сознанием, он обладает чувством красоты, и он обладает чувством правды. У нас есть нравственное чувство. Это тоже отражает в нас образ Божий.

Другой аспект образа Божия, на который обращают внимание многие толкователи, – это владычество человека. Когда в древних империях, император единолично, естественно, не мог править всей своей обширной империей (особенно учитывая те средства связи), то посылал своих представителей, посылал губернаторов, которые правили от имени императора. Они пребывали в какую-то область и там правили, будучи образом императора. Их надлежало слушаться так же, как самого императора. Император делегировал им власть в этой области. И вот человек является образом Божиим также в том отношении, что человек обладает властью в этом мире – властью, которой его наделяет Бог. Мы являемся Божьими посланниками, Божьими представителями в мире – на данный момент неверными и падшими. Но Бог нас сотворил так, что мы поставлены этим миром владычествовать, как тут и написано.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

(Быт. 1:27-28)

Бог творит человека как мужчину и женщину. И важный очень момент, что образ Божий в полноте – это и мужчины и женщины: и мужчины и женщины являются носителями Божьего образа, и мужчина и женщина, в этом смысле, обладают человеческим достоинством. На общем фоне того времени – это нечто необычное, потому что во всех древних культурах женщина стоит гораздо ниже мужчины. Например, первая женщина в греческой мифологии – это Пандора (у который ящик или шкатулка со всеми человеческими бедами). И боги создали женщину в наказание мужчине, а не как помощницу и некую равную ему сонаследницу благодатной жизни. Здесь мы видим, что Бог создал человека как мужчину и женщину. Бог благословил их и сказал им: «Плодитесь, и размножайтесь, и наполняете землю». Бог благословил брак и чадородие. Было много ересей в обоих направлениях. Были ереси гипераскетические, которые отрицали браки и чадородие. Церкви пришлось с ними сражаться и их победить.

И Церковь благословляет брак, благословляет супружеские отношения, благословляет чадородие, потому что это – часть благого Божьего творения. Бог сотворил мужчину женщину, Он благословил плодиться и размножаться. Это хорошо. Есть противоположная ересь – когда люди так или иначе разрушают святость брака. И говорят о том, что телесные отношения возможны вне брака – в самых разных и причудливых конфигурациях. И это тоже разрушение Божьего плана, разрушение Божьего замысла. Поскольку Бог создал мужчину и женщину для того, чтобы они пребывали в браке, чтобы они плодились и размножались: «плодились и размножались, наполняли землю, обладали ею и владычествами над всеми животными».

Владычествовать – не значит попирать. В Божьем контексте, в Божьем замысле это значит – возделывать этот сад. Это значит – заботиться о Божьем творении. И вот что интересно. Если сопоставить с языческими представлениями о творении – в языческой картине мира люди творятся богами, чтобы приносить им жертвы, для того чтобы, какую-то делать для богов работу. И люди не очень любезны богам. У богов могут быть любимцы, но в целом люди не являются предметом божьей любви и заботы.

Но в Библии мы видим, что Бог созидает мужчину и женщину. И Он дает им власть над мирозданием, которое Он сотворил. Бог ничего от них не добивается. Бог самодостаточен, Ему не нужны никакие жертвоприношения – в том плане, что Он ими не питается. Бог обладает могуществом. И Бог творит весь этот мир. И Он творит людей из чистой щедрости. Если языческие боги создают людей, во всех языческих мифологиях, для восполнения каких-то своих нужд, чтобы им приносили жертвы, чтобы на них работали, то Бог творит людей из чистой щедрости. И Бог поставляет их владычествовать над всем остальным миром, над всем его творением. Важно отметить, что Библия подчеркивает уникальность человека. Человек отличается от всего остального мира, потому что он создан по образу Божию.

Это имеет огромное влияние, огромные последствия для нашей повседневной этики. Поскольку, скажем, человек чужой национальности или расы. Или человек тяжело больной. Или человек, страдающий тяжелой формы олигофрении, который не может нормально общаться с другими людьми. Но в любом случае, каждый человек является носителем образа Божия. И в любом случае он принадлежит человеческому роду. И в любом случае мы должны относиться к нему с глубоким почтением – как к носителю Божьего образа.

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу;

(Быт. 1:29)

Подчеркивается мирный характер этого сотворения, мирный характер этого владычества. Вам дано владычество над всеми тварями. Почему? Чтобы их убивали и ели? Нет! Владычество – это означает управление, поддержание в порядке. И тут подчеркивается, что вам дана трава, «и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу». То есть люди не убивают животных. Наоборот, люди заботятся о них. Люди владычествуют в том смысле, что заботятся.

а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. (Быт. 1:30-31)

Мы видим, как всё, что создает Бог – это хорошо весьма. Творение в целом является весьма хорошим. И это одно из посланий Библии, которое нам постоянно надо помнить.

Что мы узнаём из первой главы Книги Бытия? Что у вселенной есть автор. Что вселенная создана и поддерживается в бытии Богом. Мы узнаём что Он – единственный Бог. Он ни с кем не конфликтует. Ни с кем не делит портфели. Ни с кем не выясняет отношения. Он просто творит мир. Полностью отсутствует мифология в смысле истории каких-то конфликтов богов. Бог только один.

Мы узнаем, что всё сотворено Им, и в творении нет ничего, чему следовало бы поклоняться. Не надо поклоняться ни луне, ни звездам, ни солнцу. Мы узнаём, что человек создан по образу Божию. И поэтому любой человек, независимо от своих талантов, способностей, достижений, принадлежности к той или иной группе, любой национальности и любого социального статуса – любой человек вообще, потому что он принадлежит человеческому роду – является носителем человеческого, носителем Божьего образа. И поэтому мы должны относиться к нему с глубоким почтением.

Мы узнаём, что Бог создаёт человеческий род как мужчину и женщину. И Бог благословляет брак и чадородие. Мы видим, как слово Божие отвергает ереси: и те ереси, которые, проповедуют неразумный аскетизм отрицания брака, и те ереси, которые проповедуют разврат. И мы видим, что слово Божие говорит о том, что человек наделяется властью в творении. Иногда мы думаем о себе, что от нас ничего не зависит. Нет. От нас зависит это творение. Даже в нашем падшем состоянии мы сохраняем эту власть над творением. И как мы поступаем – это меняет мир.

Бог наделяет нас реальной властью в мироздании. И у наших поступков есть реальные последствия. И поэтому очень важно как мы себя ведем.

Мы с вами прочитали первую главу Книги Бытия.

Оставить комментарий