Бюст Христа - Верроккьо Андреа

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Бюст Христа
Бюст Христа
Автор: Верроккьо Андреа
Местонахождение: Частная коллекция
Произведение: Бюст Христа
Жанр: Скульптура
Год создания: 1470 – 1483 гг.
Эпоха: Возрождение, Библейский сюжет
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Терракотовая полихромная скульптура Христа размерами 68 x 71,2 x 40,6 см, авторство которой принадлежит Андреа Верроккьо, датирована специалистами периодом между 1470 и 1483 годами. Сейчас она находится в частной коллекции, страна пребывания широкой огласке не предаётся.

Скульптур изображает погрудный портрет Христа. Мастер представил нам Спасителя одухотворённым и светлым, как и надлежит быть образу Божьему. Его прекрасное лицо печально, эта печаль – о судьбах мира, о грешной человеческой природе, о том, что редко кто может неотступно следовать за Богом. Черты Его лица, а также вьющиеся локоны длинных волос и небольшой бородки, Верроккьо вылепил с большой тщательностью. В склонённой голове Христа, в глазах и рисунке бровей читаются скорбь и решимость – Он знает всё о природе людей, знает, что будет предан самыми близкими, но должен совершить свой подвиг во имя Спасения человека. Это Его Миссия: «так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28).

Скульптура полихромна, то есть имеет красочное оформление – хитон Иисуса бордовый с позолоченной отделкой по вороту, через Его левое плечо перекинут гиматий голубого оттенка. Скульптор через пластику материала передал своё преклонение перед подвигом Христа, сумел раскрыть величайшее значение образа Спасителя для человечества, используя только глину и свой талант. Как и во всех работах мастера, в бюсте Христа присутствует изящество, точность передачи деталей, одухотворенность и лиричность.

История создания

Терракотовый бюст Христа Андреа Верроккьо создал в последней трети XV века. В это время мастер работает также и над тремя монументальными, самыми известными своими произведениями, принесшими ему мировую славу – скульптурами «Уверение Фомы», «Давид» и мемориальным памятником кардиналу Никколо Фортегуэрри.

В его художественной мастерской, ставшей источником разностороннего образования и профессионального опыта для будущих гениев эпохи Возрождения, помимо изучения приёмов работы с красками, металлом, камнем, гипсом и кожей, большое внимание уделялось точным дисциплинам и их практическому применению в живописи и скульптуре. Отсюда – характерная для художника анатомическая точность фигур его персонажей. В скульптурных произведениях Верроккьо прослеживается сильное влияние античного искусства, а также творческого наследия его гениальных предшественников, таких как Донателло и Поллайоло. Особенный интерес к творчеству Верроккьо и его учеников проявлял клан Медичи, представители которого были негласными правителями Флоренции и основными заказчиками мастера.

Влияние этой работы Андреа Вероккьо прослеживается в образах Спасителя, изваянных его последователями, итальянскими мастерами эпохи Возрождения – Микеланджело и Бернини.

Отношение автора к вере

На протяжении всей своей плодотворной жизни Андреа Верроккьо выполнил несколько значимых скульптурных композиций на религиозную тематику. Самые знаменитые из них – это «Давид» и «Уверение Фомы», украшающие соборы Флоренции. Работы мастера на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства мастера.

В августе 1452 года, в возрасте семнадцати лет, Андреа нечаянно убил своего сверстника, эту вину он чувствовал всю жизнь, хотя официально был оправдан. Верроккьо как истинный христианин, с юношеских лет заботился о многочисленной родне, материально помогал семьям сестёр и младшего брата Томмазо. Андреа так и не женился, его семьёй были ученики, многие из которых впоследствии стали знаменитыми.

Венцом выражения религиозных чувств мастера стала скульптурная группа «Уверение Фомы», над которой мастер трудился около шестнадцати лет. В ней скульптор, с помощью выразительных средств искусства своей эпохи, сумел передать чудо, которое способно привести к вере.

Биография

Андреа Верроккьо (Андреа ди Микеле ди Франческо Чони) родился в 1435 году, в семье состоятельного флорентийцаМикеле ди Франческо. В 1452 году отец умер, и семнадцатилетний Андреа остался главой семьи. Позднее, обучаясь у ювелира Франческо ди Лука Верроккьо, юноша взял его фамилию.

Первой работой Андреа Верроккьо стала надгробная плита Козимо Медичи, умершего 1 августа 1464 года. Знаменитое надгробие Пьеро и ДЖованни Медичи из мрамора и бронзы он создал в 1469 – 1472 годах. Своего бронзового «Давида» он изваял, предположительно, между 1473 и 1476 годами. В восьмидесятые годы XV столетия скульптор работает над тремя монументальными произведениями. Ещё в 1465 году ему заказали группу «Уверение Фомы» («Христос и Апостол Фома») для церкви Орсанмикеле, к созданию которой в бронзе он приступил спустя несколько лет. В 1476 году скульптор начинает работу над монументом кардиналу Никколо Форте Куэрри для собора в Пистойе, который так и не был завершён. Третий заказ – конный памятник кондотьеру Бартоломео Коллеони для Венеции, который занимал все мысли мастера в последние годы. Эта скульптура, которую после смерти Верроккьо завершили ученики, считается самой зрелой его работой.

Историк итальянского искусства, Джорджо Вазари, отмечал многогранность таланта Верроккьо, называя его ювелиром, перспективистом, скульптором, резчиком по дереву, художником и музыкантом. Верроккьо также считался лучшим декоратором и режиссёром придворных торжеств. Среди учеников Андреа Верроккьо были такие мастера эпохи Возрождения, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Леонардо да Винчи (по преданию, именно он позировал учителю для статуи Давида).

Тяжёлая болезнь поразила Верроккьо внезапно, прервав все его дела и проекты. Но твёрдость духа и ясность ума он сохранил до последних дней. Умер великий художник 30 июня (по другим сведениям – 10 октября) 1488 года.

Автор текста: Марина Румянцева

Оставить комментарий