Благовещение - Синьорелли Лука
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Оплакивание Христа – евангельский сюжет, по времени следующий за Распятием, но перед Погребением. Обычно он трактуется как многофигурная композиция, в центре которой изображают Богоматерь с умершим Иисусом. Вокруг могут располагаться другие персонажи – ученики и последователи Господа. «После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса… Он пошёл и снял тело Иисуса. Пришёл также и Никодим… и принёс состав из смирны и алоя. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями» (Ин.19:38-40).
Сцена на переднем плане показывает лежащего горизонтально мёртвого Иисуса. Голова его, запрокинувшись, лежит на коленях Богоматери, а вытянутые ноги покоятся на алом платье Марии Магдалины, которая в исступлении сидит на земле. Одна из евангельских жён покрывает тяжёлую руку Господа поцелуями, а другая бережно поддерживает покрытую белым велумом голову Девы Марии. Богоматерь застыла без чувств в тихой и глубокой скорби. Сцепив пальцы рук, безутешно рыдает любимый ученик Христа – юный Иоанн. Фигура его, закутанная в красный плащ, опирается на высокое Распятие. Будучи центром композиции, оно уходит далеко за верхний край картины, символизируя собой неумолимый «стержень» сакрального события.По его высокому черному стволу стекает густой поток багровой крови.
Группу основных персонажей окружают другие люди, лица которых выражают разнообразные эмоции. Хотя позы героев выразительны сами по себе, они не составляют единого целого, их не пронизывает общее движение. Эту неоднородную композицию мастер пытается объединить цветовыми пятнами одежд, сияющими винно-красным тоном. Следуя готической иконописной традиции, на заднем плане художник разместил ещё два сюжета: слева – Голгофу с тремя воздвигнутыми крестами и толпой всадников, справа – Воскресение Христа. В отличие от бледного колорита фресок, с которыми обычно работал Синьорелли, цветовой строй этой алтарной панели очень насыщенный, но резкие сочетания красного, ярко-зеленого и охристо-жёлтого несут в себе не радость, а, напротив, горестное напряжение.
История создания
Алтарный образ был написан для церкви св. Маргериты в городе Кортона. Дж. Вазари называл его в своих «Жизнеописаниях» произведением редкой красоты. В дополнение к основной панели помощником мастера Джироламо Дженгой выполнена пределла. В центре неё на черном фоне изображена золотая чаша с вином и гостией – Плотью и Кровью Христа, а по сторонам- четыре сцены из земной жизни Спасителя. Слева – «Моление о чаше» и «Тайная вечеря»; справа – «Поругание Христа» и «Бичевание».
С 1749 по 1945 гг. алтарь находился в кафедральном соборе Санта Мария города Кортоны, а потом поступил в художественный музей, устроенный в здании упраздненной церкви Джезу. Один из залов музея целиком посвящён работам уроженца Кортоны - Луки Синьорелли и его мастерской, где десять из представленных произведений отмечены личной подписью мастера.
Отношение автора к вере
От современников Луки Синьорелли до нас дошли сведения о его искренности, правдивости, доброте и внимательном обращении с собеседниками, к какому бы сословию они не принадлежали. Горячности же и гневливости, свойственных многим живописцам, в его характере не было вовсе. Он пользовался неизменным уважением сограждан, и, скорее всего, именно поэтому его неоднократно избирали на важные должности в родном городе. Все известные жизнеописания представляют нам образ человека весьма трудолюбивого: «…под конец жизни, уже давно не имея нужды писать ради денег или ради славы, мастер продолжал усердно работать, согласно привычке, приобретенной еще в ранней юности». Однажды, когда убитого в уличной драке сына Луки Синьорелли принесли домой, пораженный горем отец приказал положить ещё не остывший труп перед собой на стол и спешно, «с величайшей твердостью духа, не проливая слез, стал зарисовывать родные черты, дабы навеки запечатлеть образ того, кого природа дала ему, а враждебная судьба отняла».
Все эти факты представляют нам человека смиренного и богобоязненного, проявляющего свою глубокую веру в Господа независимо от жизненных обстоятельств. Синьорелли был скуп на эмоции, не выказывал особого интереса к природным красотам и человеческим чувствам. Бытие интересовало его как отстраненного наблюдателя. Он сухо расчленял его события на причины и следствия, тщательно стараясь осознать смысл жизни не только на границе существования, но и за ее пределами.
Биография
Синьорелли родился в Кортоне, небольшом тосканском городке. О дате его рождения спорят до сих пор, но принято называть 1445 или 1450 г. Его дядей по матери был Ладзаро Тальди (Вазари) – прадед «жизнеописателя» итальянского искусства Дж. Вазари. Близкий друг дяди, великий художник Пьеро делла Франческа, взял талантливого мальчика к себе в ученики. Это не подтверждено документально, но, возможно, в его мастерской, в Ареццо, Синьорелли провёл годы отрочества и юности. Самые ранние его произведения – фрески 1474 г. в Читта-ди-Кастелло.В 1475 г. Лука побывал во Флоренции, попав в круг таких живописцев, как А. Верроккьо и А. дель Поллайоло, и тогда в его художественной манере ведущими стали пластика и движение. Таким образом, Синьорелли принято относить к тосканской живописной школе, хотя он активно работал в Умбрии и Риме.
В 1481-82 гг. Л. Синьорелли наряду с другими известными художниками принимал участие в росписи Сикстинской капеллы в Ватикане. Совместно в Б. ди Гатта он выполнил композицию «Завещание и смерть Моисея». В 1490 г. для Лоренцо Великолепного Медичи им была написана картина «Воспитание Пана» - единственное произведение мастера на мифологический сюжет. Наибольшую известность художнику принесли циклы фресок, выполненные в 1496-98 гг. для аббатства Монте Оливето в Сиене, и особенно в 1499-1502 гг. - для собора в Орвието на тему Апокалипсиса. В 1508 г. уже немолодой художник вернулся в родную Кортону, где продолжал работать, будучи главой большой мастерской. Там же он неоднократно занимал важные должности: был приором, членом городского совета, послом в другие города. Умер Синьорелли в 1523 г. в богатстве и почете, окруженный преданными учениками.
Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.