Благоразумие - Пизано Андреа

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Благоразумие
Благоразумие
Автор: Пизано Андреа
Местонахождение: Баптистерий Иоанна Крестителя, Соборная площадь, Флоренция, Италия
Произведение: рельеф «Благоразумие» («Добродетели, Южные врата»)
Жанр: Скульптура
Год создания: 1330 – 1339 гг.
Эпоха: Средние века, Готика
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Южные ворота баптистерия Иоанна Крестителя возле флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре – первое монументальное произведение Андреа Пизано, выдающегося скульптора средневековой эпохи. Содержащие рельефные сцены и образы из Нового и Ветхого Завета, позолоченные бронзовые Врата размером 428 х 577 см поражают своим ювелирным исполнением и великолепием. Они состоят из двадцати восьми панелей, скульптурные композиции в которых окружены квадрифолиями – готическими декоративными элементами. По периметру Врата оформлены цветочным орнаментом с фигурками ангелов и святых.

Рельеф «Благоразумие»- символическое изображение одной из восьми Добродетелей, представленных на Вратах, находится в нижнем ряду правой створки воротсправа и раскрывает с помощью пластических средств её библейский образ: «…Будьте благоразумны, как змеи, а просты, как голуби» (Мф.10:16).

Добродетель в Библии понимается как свойство личности, возводящее её на высокую ступень нравственности и открывающее доступ к общению с Господом. В обоих Заветах, как добродетели упоминаются следующие человеческие качества: вера, надежда, любовь, смирение, благочестие, кротость, милосердие, раскаяние, благоразумие, верность, праведность, умеренность, стойкость и другие, не менее положительные. В Ветхом Завете, определяющем добродетели как «хождение перед Богом», приводятся многочисленные примеры из жизни праведников и их наставления о добродетельной жизни: «Будь осторожен, сын мой, во всех поступках твоих и будь благоразумен во всём поведении твоём» (Тов.4:14). В Новом Завете сам Христос явился эталоном нравственности, включающей в себя все добродетели. Он не только дал людям новые Заповеди, но и показал возможность обожения человека, указал путь из тьмы к совершенству. По свидетельствам Евангелистов, Христос был и образцом благоразумия.

На рельефе «Благоразумие» изображена женщина, восседающая на пьедестале, её фигура слегка повёрнута влево от зрителя. Голова женщины заключена в полигональный нимб, взгляд направлен на змею, которую она сжимает в правой руке. По обе стороны от нимба на пластине выбита надпись «prudentia», что в переводе с латинского означает «благоразумие». Образ, представленный Пизано, символизирует тесную связь этой Добродетели с Мудростью, которую он изобразил на клейме в виде змеи. Скульптурная композиция исполнена внутреннего напряжения и прорисована мастером в мельчайших подробностях.Выражение лица, жесты, сопутствующие предметы, драпировки – всё оживляет сцену, делает её понятной даже неискушённому зрителю.

Характерной особенностью творчества Андреа Пизано, как и всех флорентийских скульпторов, в совершенстве владеющих ювелирным ремеслом, является внимательное отношение к мельчайшим деталям композиции. Кроме тщательной проработки самого библейского образа, с поразительной точностью переданы и второстепенные детали рельефов – архитектура и сопутствующие предметы.

История создания

В центре Флоренции, на Соборной площади, находится баптистерий Святого Иоанна Крестителя, который был построен в Римской империи ещё в V столетии. Баптистерий Сан Джованни – один из лучших образцов романского стиля в архитектуре. Восьмиугольное здание облицовано плитами зеленого и белого мрамора, украшено колоннами и статуями, его грани оформлены пилястрами и полукруглыми арками. С трех сторон здания – с южной, северной и восточной располагаются бронзовые ворота.

Позолоченные бронзовые двери для флорентийского баптистерия Иоанна Крестителя – один из первых крупных заказов, выполненных Пизано (1330 – 1339). Они украшены 28 барельефами, двадцать из них – со сценами из жития Иоанна Крестителя, восемь нижних представляют образы Добродетелей. Первоначально двери находились на восточной стороне баптистерия, напротив собора Санта-Мария-дель-Фьоре, в настоящее время – в его Южном портале.

Вот что пишет историк итальянского искусства, Джорджо Вазари о том, почему оформление Врат было доверено именно Пизано и как оно производилось: «Ему, говорю, было поручено завершить ее, ибо среди многих, работавших до того времени, он был признан наиболее достойным, наиболее опытным и наиболее дельным мастером не только Тосканы, но и всей Италии. Таким образом, он к этому и приступил с духом, полным решимости не щадить ни времени, ни трудов, ни рвения для выполнения работы столь важной; и судьба благоприятствовала ему настолько в этом литье, что он, в те времена, когда еще не знали тех секретов, которые теперь известны, в течение двадцати двух лет довел эту работу до того совершенства, какое мы видим ныне… Не обойду молчанием и того, что при выполнении этой двери Андреа пользовался помощью сына своего Нино, который впоследствии стал мастером гораздо лучшим, чем был его отец».

Отношение автора к вере

На протяжении всей своей плодотворной жизни Андреа Пизано выполнил несколько значимых скульптурных композиций, и все они были созданы на религиозную тематику – это Врата баптистерия Иоанна Крестителя во Флоренции, скульптуры, украшающие соборы Флоренции, Пизы и Орвието. Его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства мастера.

Венцом выражения религиозных чувств скульптора стали монументальные Врата флорентийского баптистерия – композиции на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, над которыми мастер трудился почти десятилетие. В них скульптор, с помощью выразительных средств искусства эпохи Возрождения, сумел передать истинный путь добродетельной жизни, а также всю пагубность страстей человеческих и неотвратимость воздаяния за совершённые грехи.

Биография

Андреа Пизано (де Понтедера) – итальянский архитектор, скульптор и ювелир, родился около 1290 года в семье нотариуса из Пизы, Уголино ди Нино, в местечке Понтедера. По сведениям исследователей его биографии, Андреа обучался художественному мастерству в Пизе. Первое документальное упоминание о скульпторе Андреа Пизано – 1330 год, тогда ему было заказано оформления дверей баптистерия Иоанна Крестителя во Флоренции. Эта работа стала главной для мастера и была закончена в 1339 году. У Андреа были сыновья – Нино и Томмазо, тоже ставшие скульпторами и даже превзошедшие отца в мастерстве.

По чертежам Андреа Пизано были возведены замок Скарперия в Муджелло, у Апеннинских гор, баптистерий в Пистойе и некоторые здания во Флоренции. В качестве скульптора он работал над украшением собора в Орвието, организовал скульптурную мастерскую во Флоренции. Вместе с великим Джотто работал над украшением кампанилы флорентийского собора, около 1340 года был назначен главным мастером этого собора. Вот что пишет о скульпторе Джорджо Вазари : «Андреа Пизано, который занимался скульптурой во времена Джотто, внес в это искусство такое улучшение, что за свои дела и знания почитался в этой деятельности мужем величайшим из тех, что до той поры были у тосканцев, и в особенности в литье из бронзы».

В 1343 году Андреа уехал из Флоренции в Пизу. В 1347 году Пизано был назначен главным мастером собора в Орвието. Умер скульптор во время чумы 1348 года, погребен сыновьями в Санта-Мария-дель-Фьоре с эпитафией:

«В урне большой здесь покоится Андреа.

Из мрамора который мог сотворить лица живые

И ставил посреди храмов изображения богов

Из меди, из блестящего золота, из прекрасной слоновой кости».

Автор текста: Марина Румянцева

Оставить комментарий