Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Сюжет романа «Белая гвардия» - в традициях «Войны и мира»: о семье в истории, её духовной и нравственной устойчивости среди катастроф и смешений бунта. «Кто любит меня, тот заповеди Мои сохранит» (Ин.14:21). В доме №13 на Алексеевском спуске собрались: военный врач Алексей Турбин, Елена, его замужняя сестра, младший брат Николка. Декабрь 1918 года, скоро Рождество. Но в Городе беда: наступает Петлюра с большим войском, он стремится захватить власть и разрушить мирный порядок Города. Власть украинского сепаратиста гетмана Скоропадского держится на германских штыках, так как по Брестскому миру Украина отдана Германии. Но немцы проиграли войну и готовы оставить Украину, бросая Город на произвол судьбы. Город наводнён беглецами из красной России. Особенно много русских офицеров бывшей царской армии — ведь при любом народовластии их убивают как классовых врагов. Гетман призвал военных защищать Город. Алексей Турбин, Николка и их друзья готовятся дать отпор петлюровцам. В тот момент, когда офицеры и юнкера военных училищ вооружились против Петлюры, гетман под чужим именем бежит в Германию, бросая войско. Петлюра берёт Город. Лишённые командования, русские воины гибнут, пытаясь спасти ополчение юнкеров и студентов. В Городе появляются Шполянский, Щур и другие подпольные большевики. С ними заодно поэт-кощунник Иван Русаков. Алексея Турбина преследуют петлюровцы, он ранен. Его спасает незнакомка из дома в саду-лабиринте, Юлия Рейсс. Алексей любит её, но чувствует, что она замешана в тёмных делах. На глазах у Николки убивают героя войны Най-Турса. Ему удаётся отыскать тело и приготовить к отпеванию, найти его сестру и мать. Раненый Алексей заболевает тифом. Он безнадёжен, но Елена молится Богородице, и Пречистая воскрешает его. Иван Русаков кается в кощунстве и дружбе с предтечей антихриста Шполянским. Русаков болен сифилисом. Алексей Турбин берётся лечить его. Алексея мобилизуют в армию Петлюры, врачом. Он, видя убийства и беспредел, бежит. Петлюровцы оставляют Город. Наступают большевики. Русаков читает вслух строки Апокалипсиса.
Особенности жанра. Хотя эпопея в 3-х частях не завершена, но жанр её определил строй романа: события века даны в свете Апокалипсиса — история гражданской войны в России дана как борьба Света и Тьмы, и этим вписана в священную историю народов. Первая и последняя главы романа содержат строки Апокалипсиса.
Символы: 1) Время - Героям БГ нужно стать выше времени, чтобы устоять в истине и добре. Но «тайна и двойственность зыбкого времени» является в том, что персонажи, боясь новой власти, меняют имена и личность. 2) Небо — Божий покров над Городом, живая Книга времён: «Занавес Бога, облекающий мир». Звёзды говорят с людьми: являются то «звезда пастушеская Венера», то «небосвод невиданный… красный… и весь одетый Марсами». Как под одним небом, при красном сиянии Марса-войны, удержать любовь? — Созерцание Неба как вопрошение Бога об истине — продолжает тему «Войны и мира». Оба романа зовут мiр (общество) к миру (мирной жизни), его можно обрести, внимая Небу: «Он видел синюю, бездонную мглу веков, коридор тысячелетий. И страха не испытывал, а мудрую покорность и благоговение. Мир становился в душе». 3) «Не потухающий до рассвета… в бездонной высоте над городом Владимирский крест». Владимирский крест — духовный ориентир народа, путеводный крест. — История, описанная в романе, начинается от Крещения Руси. Владимирская горка – библейский символ горы – высокого призвания человека, неподвластности его низким целям. С горы виден путь, связующий Город с Москвой: «по которому прибегали поезда оттуда, где очень, очень далеко сидела, раскинув свою пёструю шапку, таинственная Москва». Автор осуждает сепаратизм украинцев, провозглашает духовное и историческое единство России и Украины.
Все персонажи БГ поставлены в отношение к Владимирской горке и её Кресту — как к святыне русского и украинского народов. Герои защищают гору и Крест, антигерои — захватывают и оскверняют святыню горы.
Антигерои — захватчики Города, оборотни (родственны персонажам Гофмана и Гоголя – любимых писателей Булгакова). Оборотничество — признак наползающей на Город нечисти. Полчища «серых» осаждают Горку с её Крестом: «нехорошо на Горке». К серым относятся: люди «крысиной побежкой» убегающие из Города от опасности; люди-волки, осаждающие Святую горку; «лисий человек» гетман и человек-крыса («бледное усатое лицо») генерал Белоруков. «Железные немцы», «пешки в тазах», сдерживают до времени их натиск: «Лопнет этот железный кордон… и хлынут серые. Ох, страшно…». Помимо серых, действуют пёстрые, безликие, люди-вещи и изменившие имя люди. Безлик Петлюра — его лицо никто не видит: «Не было! Не было этого Симона вовсе на свете». Во сне Турбина Петлюра стал нечистой силой, исчезающей на рассвете с пением петухов: «Петурра!.. Но Петурры уже не будет… Вероятно …в небе петухи уже поют, предутренние, а значит…нечистая сила растаяла». Петлюра, Лисович, Тальберг, Гетман — меняют имя в политических целях и ради безопасности. Безликими стали и обыватели с «лепёшками лиц». Исчезает лицо, исчезает и личность в мышиной возне хранения своей души. Забыто евангелие: «Кто душу свою спасёт, тот потеряет её». Город наводняют пёстрые беглецы, люди-вещи, чтобы бежать ещё дальше: «в новый, пока ещё широкий лаз через… Польшу и в Германию» лезут «бриллианты, бегающие глаза, проборы и деньги». В Город послан предтеча антихриста — М.С.Шполянский. Тот, кто тайно управляет событиями, провоцирует и дурачит героев романа. Он помогает сдать Город Петлюре на террор и грабёж. Он же – любовник Юлии Рейсс. В его власти Иван Русаков — герой-символ, отступившего от Бога под власть сатаны, русского народа. Иван – герой, чьё покаяние и исцеление от скверны сифилиса — центральное событие романа-эпопеи, надежда на то, что у русского народа есть будущее. Роман кончается тем, что раскаявшийся Иван, внимая Небу, читает Апокалипсис: «По мере того как он читал потрясающую книгу, ум его становился как сверкающий меч, углубляющийся в тьму…Мир становился в душе, и в мире он дошел до слов: "...и смерти не будет, уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло"».
Герои романа — те, кто готовы жизнью защищать Город. Люди высшей ответственности, офицеры, несущие «неизгладимую печать своей профессии … с ещё не зажившими ранами», недоучившиеся студенты, почти дети, хранящие честь, верные присяге и обречённые, потому что царь, кому они присягнули, мёртв. Они геройствуют, но попусту проливают кровь — народ их не любит. Вопросы Пьера Безухова («Война и мир») тревожат Турбиных: как быть в жизни, основания которой разрушены? На что равняться, если ценности поруганы? Кому служить, если царь мёртв, а народ их ненавидит? Как не попасть под власть безликих и серых и не войти с ними в сделку? «Как будут жить семьсот тысяч людей здесь, в Городе, под властью загадочной личности, которая носит такое страшное и некрасивое имя — Петлюра?». Николка решает всегда поступать по чести: «честного слова не должен нарушать ни один человек потому, что нельзя будет жить на свете». Кто хорош, кто плох в переполохе смены властей? — Ответ Алексей получает во сне. Он видит рай и узнаёт, что неверующих большевиков Бог любит не меньше, чем белых офицеров: «Один верит, другой не верит, а поступки у вас… одинаковые: сейчас друг друга за глотку… Все вы у меня…— в поле брани убиенные». Никто сам по себе не плох, плохо равнодушие людей к силам тьмы, ими овладевающими. Сон видит и некий часовой-большевик бронепоезда «Пролетарий», идущего на Город. Этот человек бессознательно служит демоническим силам. Бронепоезд «сипел тихонько и злобно, ... тупое рыло его молчало… В высь, черную и синюю, целилось широченное дуло… и прямо в полночный крест». Часовой во сне созерцает Небо, слепо внимая будущему: «От его глаз шёл на миллионы верст взгляд и не упускал ни на минуту красноватой живой звезды. Она… была пятиконечная… Поблескивала на груди человека ответная звезда. Она была… пятиконечная». Завершая роман, Булгаков призывает людей внимать Небу, читать и осознавать его письмена.
История создания.
Роман задуман как историческая эпопея в 3-х частях «в традициях «Войны и мира» (письмо Булгакова правительству СССР и воспоминания машинистки И.С.Раабен). Завершена лишь 1-я часть трилогии, из-за невозможности писать и публиковать в СССР литературу о гражданской войне. Автобиографический роман. Все события пережиты автором. Факты истории документально точны. Персонажи прототипичны.
Открывать содержание неоконченного романа предельно трудно. Но, исходя из заявленной автором символической основы, трилогия должна быть посвящена столкновению героев с действиями сатаны в русской истории, а в 2-х частях, оставшихся в замысле – с самим сатаной («Мастер и Маргарита» как роман автобиографический — продолжение БГ). Эпиграф из «Капитанской дочки» Пушкина — о бунте, как о хаосе смешений, духовной и нравственной путанице в среде бессмысленного и беспощадного бунта.
Друзья Михаила Булгакова вспоминают, что автор хотел назвать трилогию «Полночный крест» или «Белый крест». Рукопись утрачена, канонического текста до сих пор нет. В 1922 –1924 годах в Москве написана 1-я часть (мемуары друга М.Б. – П.С.Попова). Она впервые опубликована (не полностью) в журнале «Россия» (М.,1924, № 4; 1925, № 5). Целиком издана в Париже в 1927–1929 годах (изд. «Конкорд» под названием «Дни Турбиных (Белая гвардия)»). Поэт М.Волошин утверждал, что «как дебют начинающего писателя, «Белую гвардию» можно сравнить только с дебютами Достоевского и Толстого».
Отношение автора к вере.
Михаил был христианином с детства. Его отец был профессором Киевской духовной академии. Досуг большой и дружной семьи заполняли Евангелие и богословские споры. Став студентом-медиком Киевского университета, где в моде был атеизм, Михаил утратил детскую веру.
Ужасы революции, постоянные смены власти, работа врачом в Белой армии, плен у красных, убийства, смерти от ран и болезней, вернули ему веру, но на всю жизнь привели к страстному желанию покоя. Булгаков умел различать духи и видеть «дьяволиаду» советской власти, ведь её народ предал Христа и глумился над Евангелием: «Безумство двух последних лет толкнуло нас на страшный путь, и нам нет остановки, нет передышки. Мы начали пить чашу наказания и выпьем её до конца».
Биография.
Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве 3 (15) мая 1891 года. Окончил Медицинский факультет Киевского университета. Работал военным врачом в Первую мировую, затем врачом в селе Никольское и в Вязьме (где встретился с повальным сифилисом у крестьян и с равнодушием их к своей болезни). В Гражданскую войну был военным врачом Белой армии. Заболел тифом и оказался у красных, когда части Белой армии эмигрировали.
Писать начал во Владикавказе. Перебрался в Москву, где зарабатывал фельетонами в газетах. Талант его быстро созревал, и вскоре он стал автором рассказов, повестей, романов, драматических произведений, киносценариев и оперных либретто. При жизни издавался крайне мало, из-за цензурных запретов. Работал во МХАТе и в Большом театре драматургом, автором либретто, режиссёром и актёром. Умер 10 марта 1940 года от нефросклероза.
Автор текста: Преображенская Ирина Александровна.
Посвящается Любови Евгеньевне Белозерской
Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.
– Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!
И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими…
Посвящается Любови Евгеньевне Белозерской
Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.
– Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!
И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими…
Посвящается Любови Евгеньевне Белозерской
Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.
– Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!
И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими…
Посвящается Любови Евгеньевне Белозерской
Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.
– Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!
И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими…