Бегство в Египет - Витторе Карпаччо

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Бегство в Египет
Бегство в Египет
Автор: Витторе Карпаччо
Местонахождение: Национальная галерея искусств, Вашингтон
Произведение: Бегство в Египет
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Раннее Возрождение
Дата создания: около 1515 г
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Евангельская история о бегстве святого семейства из Израиля нередко использовалась художниками в качестве сюжета картин, особенно в эпоху Ренессанса. Преимущественно на полотнах изображалась Дева Мария с младенцем на руках, восседающая на осле, и Иосиф во главе процессии. Иногда живописцы добавляли ещё фигуры участников события. Витторе Карпаччо взял за основу традиционный мотив повествования, где присутствуют лишь главные герои.

На его картине мы видим Иосифа, седовласого старца с посохом в левой руке. Правой рукой он держит поводья, за которые ведет осла. Одет Иосиф в одежду синего цвета, поверх которой накинут красный плащ. Он оглядывается назад, наблюдая за шагом животного. Его поза и взгляд передают тревогу и спешку, он хочет как можно скорее вывести Марию с Младенцем в более безопасное для Них место.

Сама Богородица крепко держит в руках Сына, прижимая Его к себе. На Ее лице читается волнение за единственного ребёнка. Её одеяние гармонирует в цветовой гамме с Иосифом, а обилие красного невольно вызывает чувство повышенного беспокойства. На заднем фоне художник изобразил пейзаж, очень напоминающий родную для него Италию, а также небольшие сельские домики и речку, по которой плывет лодка. Карпаччо удалось передать динамичность композиции: и глава семейства, и осёл, который везёт Марию, запечатлены в движении. Хмурое облачное небо сгущает краски и передаёт общее напряжение, которое воссоздал художник в своей работе.

История создания

«Бегство в Египет» было создано Витторе Карпаччо приблизительно в 1515 году. Автор взял за основу повествование, о котором кратко упоминает апостол Матфей в своем Евангелии. От волхвов, пришедших поклониться новорожденному Царю Иудейскому (то есть Иисусу), царь Ирод узнал, что его трону угрожает опасность. И повелел волхвам сообщить, где родился младенец, чтобы под предлогом поклонения Ему избавиться от будущего Царя. Однако волхвы получили откровение от Господа не возвращаться к Ироду. Тогда тот повелел казнить всех младенцев до двух лет в Вифлееме и рядом с ним.

Ангел Божий, явившись во сне Иосифу, предупредил его об опасности: «…встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф.2:13). Иосиф послушал Господа и тотчас же отправился с Марией и Иисусом в Египет, где они пробыли до смерти Ирода и лишь после вернулись в Назарет, поскольку вместо Ирода в Иудее стал править его сын. Витторе Карпаччо изобразил на картине тот самый момент, когда святое семейство, исполняя волю Бога, покидает родные земли и направляется в чужую страну, чтобы уберечь от гнева царя младенца Христа. Полотно, написанное маслом по дереву, размер которого составляет 72 x 111 см, хранится в настоящее время в Национальной галерее искусств Вашингтона, США.

Отношение автора к вере

Витторе Карпаччо жил и творил в эпоху Средневековья, когда обращение к Божественному провидению и заступничеству было традиционным укладом повседневности. Художник известен, прежде всего, своими полотнами на библейские и апокрифические сюжеты, которые составляют основную часть его произведений. Он много работал над росписями церквей. Очевидно, что Карпаччо по-настоящему был предан духовной тематике и стремился реализовать свой талант в этой сфере творчества.

Живописец уделял большое внимание деталям и цветовой гамме при написании картин, над каждой работой он трудился так, как если бы делал это не по заказу людей, а для Господа. О его родителях и раннем детстве известно мало на сегодняшний день, но, вероятнее всего, это была традиционная католическая семья, где любовь к Богу и Пречистой Деве Марии прививалась с малых лет. Витторе Карпаччо оставил богатое наследие религиозной живописи, которое до сих пор является достоянием не только итальянской, но и мировой культуры.

Биография

Карпаччо Витторе (около 1455 или 1456 года – около 1526 года) – итальянский живописец Раннего Возрождения. Родился в семье меховщика в Венеции, учился и работал у Джентиле Беллини. Следует отметить, что Карпаччо был не только талантливым живописцем, но и весьма образованным человеком. В некоторых работах Карпаччо встречаются надписи на древнем арамейском языке, подписывался он довольно часто латинизированным именем Victor Carpathius. Легендарные священные события Карпаччо трактовал как реальные сцены, развернутые в пространстве современной ему Венеции, включал в них городские пейзажи и интерьеры, многочисленные жанровые детали, ярко воссоздающие быт горожан. Постоянными заказчиками работ художника были религиозные общества или братства Венеции — скуолы. Три известнейших библейских цикла Карпаччо были написаны именно для них.

Кроме выполнения заказов венецианских религиозных братств Карпаччо вместе с Джентиле Беллини и другими живописцами участвовал в создании цикла росписей и картин «История реликвии» во Дворце Дожей. Карпаччо очень любил свой родной город. Он написал немало картин с венецианскими видами, например, «Чудо реликвии Святого Креста», в которой изобразил захватывающую дух панораму города. А картина «Лев святого Марка», написанная художником уже в преклонном возрасте, по сути является гимном Венеции. Его сыновья Пьетро и Бенедетто также стали художниками.

Последнее документальное упоминание о художнике Витторе Карпаччо относится к 28 октября 1525 года. А 26 июня 1526 года его сын Пьетро написал письмо, из которого следует, что в это время Витторе Карпаччо уже не было в живых. В последние годы жизни Карпаччо работал очень мало. После 1520 года он не создал ни одной значительной картины. Последней работой художника стала роспись органа в Каподистрии в 1523 году. Стремление к созданию целостной картины мироздания уживается в произведениях Витторе Карпаччо с увлекательный повествовательностью, поэтической и несколько наивной свежестью деталей. Тонко передавая эффект смягчения световоздушной средой звучания локальных цветовых пятен, Карпаччо подготовил колористические открытия венецианской школы живописи XVI столетия.

Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.

Оставить комментарий