Бегство в Египет - Тьеполо Джованни Баттиста

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Бегство в Египет
Бегство в Египет
Автор: Тьеполо Джованни Баттиста
Местонахождение: Национальный музей старинного искусства, Лиссабон
Произведение: Бегство в Египет
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянское рококо, венецианская школа
Дата создания: 1762 - 1770 год
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Евангелист кратко упоминает о поспешных сборах и ночном путешествии Святого Семейства в Египет. Это произошло после поклонения волхвов. Праведный Иосиф как глава семейства был предупреждён ангелом о гневе царя Ирода и его желании убить Младенца Христа. "Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего" (Мф. 2:13-15). В Предании Церкви сохранились такие моменты путешествия, как встреча с разбойниками, падение идолов в языческом храме, чудесное спасение от зноя в тени наклонившегося дерева. Иногда эти моменты становятся частью живописного произведения. Но обычно обязательными персонажами картины являются Дева Мария с Младенцем на руках и Иосиф Обручник, ведущий осла.
На своей картине Джованни Баттиста Тьеполо, как житель Венеции, города, где вместо улиц проходят каналы, показал Святое Семейство путешествующими на лодке. Такой подход был выбран художникам, чтобы приблизить сюжет зрителю, заставить его сопереживать героям картины. Дева Мария изображена в мафории, голубой цвет которого символизирует чистоту и девство. Она держит на руках Младенца Христа и слегка наклонившись, смотрит за борт, пытаясь оценить опасность водного перехода. За спиной Богородицы изображен праведный Иосиф, в образе седовласого старца с посохом в руке. У носа лодки художник поместил пару белых лебедей, как символ крепких семейных уз, верности и преданности.
Лодкой с помощью длинного шеста управляют два ангела. Именно их позы, поднятые крылья и развевающаяся одежда придают картине ощущение движения, поспешного бегства. О нависшей угрозе иносказательно напоминает тёмный выступ скалы над головами беглецов и кружащие в небе птицы.

История создания

Картина "Бегство в Египет" написана Джованни Баттиста Тьеполо в период с 1762 по 1770 год. В это время художник со своими сыновьями занимался росписью королевского дворца в Мадриде, попутно уделяя внимание алтарным композициям и станковым работам. Зрелым произведениям живописца присуща предельная легкость и светоносность композиции, игра пространства, света и полутонов в сочетании с академически точным рисунком.

Отношение автора к вере

Родился художник в Венеции в 1696 году и вскоре был крещён в местной приходской церкви. Мальчик был назван в честь крестного отца дворянина Джованни Баттиста Дориа, а его небесным покровителем стал Иоанн Креститель.
В возрасте 19 лет Тьеполо выполнил свой первый живописный заказ, им стала картина на религиозную тематику - "Принесение Исаака в жертву". Этот библейские сюжет рассказывает об испытании веры праотца Авраама, за которое Бог благословил его потомков. В этом смысле первая картина Тьеполо также оказалась пророческой, Бог благословил его труд, сделав знаменитым и востребованным живописцем. В настоящее время более шестисот картин Тьеполо находятся в музеях по всему миру.
Семейная жизнь художника так же была счастливой. В браке у Тьеполо родилось девять детей. Двое сыновей продолжили дело отца, а третий - стал священником. В последние годы жизни художник с сыновьями был приглашён испанским королём для росписи дворца, но одновременно в этот период им было написано множество алтарных образов. Джованни Баттиста Тьеполо прожил долгую жизнь, он умер на семьдесят пятом году жизни в Испании и был погребен в церкви Святого Мартина в Мадриде.


Биография

Джованни Баттиста Тьеполо- крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы, родился 5 марта 1696 года в Венеции, в семье шкипера Доменико Тьеполо. Отец умер через год после рождения сына, и мать Орсетта одна воспитывала шестерых детей, испытывая постоянную нужду.
Первым наставником в живописи Джованни Батиста стал венецианский художник Грегорио Ладзарини. Также заметное влияние на формирование собственного стиля Тьеполо оказали Себастьяно Риччи, Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяцетта. Первая картина, выполненная на заказ, была исполнена живописцем в возрасте 19 лет и называлась "Принесение Исаака в жертву".
В 1717 году молодой художник покинул мастерскую Ладзарини и, начав самостоятельную карьеру, вступил в гильдию живописцев Фралья. В 1719 году Тьеполо женился на Марии Сесилии Гварди, сестре известных художников Гварди — Франческо и Джанантонио. В этом браке родилось девять детей, двое из которых стали художниками и работали вместе с отцом.
Одним из первых крупных монументальных циклов в творчестве Тьеполо стал ансамбль архиепископского дворца в Удине, которые он выполнил по заказу Дионисио Дельфино в 1726 - 1728 годах. Написанные здесь фрески демонстрируют виртуозную технику, светлый колорит, неожиданные красочные сочетания. По завершении этого цикла художник много работал на севере Италии, расписывая дворцы и церкви, исполняя алтарные образы. В 1740 году Тьеполо украсил фресками потолок на втором этаже Скуолы Кармини.
С 1751 по 1753 год Тьеполо с сыновьями работал в Вюрцбурге, создав фрески для плафона Императорского зала в резиденции епископа – правителя Франконии. Их темой стали факты из жизни Фридриха Барбароссы. Сцены построены с широким применением оптических эффектов, создающих иллюзорное пространство, с барочной динамикой и монументальным размахом.
После возвращения в Венецию в 1753 году Тьеполо возглавил Академию живописи и скульптуры. В 1762 году по приглашению испанского короля художник вместе с двумя сыновьями прибыл в Мадрид для работы в королевском дворце. Последний период своей жизни с 1762 по 1770 год художник работал в испанской столице. В это время слава Тьеполо становится общеевропейской. В Мадриде Тьеполо выполнил роспись плафона тронного зала дворца, множество алтарных образов и станковых картин. Произведения представляют собой последний взлет итальянского барокко – монументального и торжественного. Соперником Тьеполо в Мадриде становится немецкий художник Менгс, представитель набирающего силу неоклассицизма.
Джованни Баттиста Тьеполо умер 27 марта 1770 года и был похоронен в церкви Святого Мартина в Мадриде.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий