Бегство в Египет - Пуссен Никола

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Бегство в Египет
Бегство в Египет
Автор: Пуссен Никола
Местонахождение: Лионский музей изобразительных искусств
Произведение: Бегство в Египет
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Классицизм
Дата создания: 1657 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Рассказ о бегстве Святого семейства в Египет содержится исключительно в Евангелии от Матфея. После того как волхвы принесли свои дары младенцу Иисусу, они не вернулись к царю Ироду, чтобы оповестить его о местонахождении родившегося царя. Тогда праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2:13). Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и младенцем Иисусом пошёл в Египет, где находился до смерти Ирода. Евангелист связывает бегство в Египет с пророчеством Осии: «Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос. 11:1).

Действие на картине Пуссена помещено в классический пейзаж, который включает в себя элементы античной архитектуры. Среди отвесных скал, виднеются раскидистые деревьев, живописные берега скал, монументальные строения и двухколонная арка, украшенная золотыми сосудами.

Святое Семейство спешит по каменистой дороге, в сопровождении летящего ангела.Яркая одежда Девы Марии словно излучает неземной свет. Лик Марии отражает человеческие эмоции любви, заботы и волнения за своего Сына. Ее лицо в тревоге обращено назад. Жесты рук и мимика смотрящего на ангела Иосифа передают его беспокойство и озабоченность. Рядом шагает традиционный для подобного сюжета ослик. Хищная птица на краю скалы символизирует опасность пути. И лишь одинокий путник, отдыхающий в тени дерева, и спокойный лик ангела вносят ноту умиротворения и веры, что путешествие закончится благополучно.

История создания

Картина написана Пуссеном в 1657 году, когда после долгого периода лишений его положение в обществе упрочилось, а финансовое состояние улучшилось. Художник уже не так сильно зависел от вкусов заказчиков и мог быть более свободным в выборе средств передачи задуманных образов и сюжетов.

Отношение автора к вере

О мировоззрении Никола Пуссена современные искусствоведы могут судить лишь косвенно. Почти все записи, которые оставил художник, по большей части касаются теории изобразительного искусства. Однако большинство французских исследователей склоняются к мысли, что после 1640-х годов живописец очень пристально обратился к вере. В этот период он не только стал вести аскетичный образ жизни. Большая часть всех его заказов теперь оказалась на христианские темы, и многие работы предназначались непосредственно для украшения храмов.

Работая при дворе короля Людовика XIII, Никола Пуссен невольно был втянут в политические интриги, которые плели многочисленные фрондеры против имеющейся абсолютной власти. Французские искусствоведы считают, что художник был очень далек от всех их начинаний, а главное, категорически не принимал их идей - философию либертинизма, которую они исповедовали. Как человек XVII века и христианин, он считал, что нигилистическое отрицание принятых в обществе норм и восхваление гедонистической морали - нечестиво по отношению к религии. И на эти воззрения он искал подтверждения в Библии, проникая при помощи своего искусства в суть христианских истин.

Биография

Никола Пуссен родился в 1594 году в нормандском городке Лез -Андели. Уже в молодости он получил отличное образование – учился в латинской школе иезуитов в Руане и там же начал заниматься живописью.

В 18 лет молодой художник отправился в Париж, где продолжил обучение у известного в то время портретиста Ван Элле, а затем и у других мастеров. Но из-за финансовых трудностей ему пришлось вернуться домой.

В 1616 году Никола Пуссен вновь приехал покорять Париж. Благодаря знакомству с Александром Куртуа, камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки, молодой художник получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских мастеров. Именно в этот период его творчество обрело черты классицизма.

Художник мечтал отправиться в Италию, изучать античное и ренессансное искусство, и около 1618 года он прибыл в Рим. Но из-за финансовых проблем далее сумел посетить только Флоренцию и вернулся во Францию.

В 1619 – 1623 году Пуссен снова работал в Париже, месте с другими мастерами он получил несколько второстепенных заказов по оформлению Люксембургского дворца. Художник не переставал мечтать об Италии, пытался уехать, но вместо этого за долги был арестован в Лионе. Расплатиться ему помог парижский иезуитский коллеж, который поручил Пуссену и его друзьям-коллегам написать шесть больших картин на сюжеты из жития святого Игнатия Лойолы и святого Франциска Ксаверия. Далее мастер получил заказ от архиепископа де Гонди на украшение алтаря парижского собора Нотр-Дам на тему Успения Богородицы. Это первые из сохранившихся крупных полотен Пуссена, которые свидетельствуют о том, что здесь уже работал мастер высочайшего уровня.

Наконец, весной 1624 года художник вместе с друзьями прибыл в Италию. Сначала он отправился в Венецию, чтобы познакомиться с местной школой живописи, и спустя несколько месяцев обосновался в Риме. Никола Пуссен числился в списках прихожан римской церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина, вместе с группой других французских художников, проживающих в соседнем доме.

Пуссен изучал ренессансное искусство и с переменным успехом занимался живописью. Около 1629 года он тяжело заболел, его выхаживало семейство кондитера-француза Шарля Дюге. Когда Никола выздоровел, он обручился со старшей дочерью своего спасителя — Анн-Мари.

В 1632 году Пуссен был избран членом Академии Святого Луки. Ранее, в 1630 году он обрел могущественных покровителей — мецената и ученого Кассиано даль Поццо, Джулио Роспильози, который позже стал папой Климентом IX и кардинала Камилло Массимо. Художник часто отправлял свои лучшие работы на реализацию во Францию.

В 1639 году по приглашению кардинала Ришелье Пуссен снова приезжает в Париж, украсить галерею Лувра. Через год Людовик XIII под впечатлением таланта этого мастера кисти назначает его своим первым живописцем. Пуссена признали при дворе, вельможи стали наперебой заказывать у него картины для украшения своих замков и галерей. Но из-за многочисленных интриг в 1642 году мастер практически сбежал обратно в Рим. Здесь он и прожил до конца своих дней.

19 ноября 1665 года Никола Пуссен скончался.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий