Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Сюжет картины основан на евангельском рассказе о бегстве Святого Семейства в Египет, вынужденного спасаться от преследования царя Ирода, встревоженного рассказом волхвов о рождении царя иудейского. "Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего" (Мф. 2:13-15). В Предании Церкви сохранились описания таких моментов путешествия, как встреча с разбойниками, умилившихся прекрасному Младенцу или упоминание о пальме, наклонившейся и укрывшей своими листьями Святое Семейство от зноя. Обычно главными персонажами этой сцены являются Дева Мария с Младенцем на руках и Иосиф Обручник, ведущий осла.
На своей картине Адам Эльсхаймер показал ночной пейзаж. Реалистичность изображения позволяет зрителю почувствовать себя оказавшимися в темноте, к которой постепенно привыкают глаза. Сразу привлекает внимание небо с россыпью звезд, Млечный Путь и полная луна, отражающаяся на тихой водной глади. Как обрамление завораживающему небосводу идут огромные тёмные деревья, на фоне которых изображено Святое Семейство. Причем люди показаны так, чтобы зритель проникся величием природы и небесной сферы. На картине три источника света: костер пастухов в левой части картины, слабый факел в руке праведного Иосифа и свет луны. Все они подчеркивают контраст темноты ночи, делают лес глубоко молчащим, а озерную гладь таинственным зеркалом.
История создания
Адам Эльсхаймер является одним из первых художников, очень точно передавших небесную сферу. С большой вероятностью можно сказать, что 16 июня 1609 года около 21.45 он наблюдал в окрестностях Рима звёздное небо в подзорную трубу. Свои наблюдения он запечатлел на картине "Бегство в Египет" (1609, Старая пинакотека, Мюнхен). Это выяснили ученые музея в 2005 году. Луна и звёзды Млечного Пути, изображённые на картине, соответствуют широте Рима.
Благодаря Эльсхаймеру тема природы, живущей своей собственной жизнью, прочно вошла в современную живопись.
Отношение автора к вере
"Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь" (1 Петр. 4:10-11). Применяя эти апостольские слова к жизни Адама Эльсхаймера можно сказать, что всю свою короткую жизнь он посвятил развитию живописного таланта. Сам творческий путь стал для него способом познания себя и окружающего мира, а результаты работы послужили прославлению Бога и проповеди Евангелия. Художнику близка тема природы, в его произведениях она живет своей собственной жизнью, не соперничая при этом с библейским сюжетом, а добавляя ему реалистичности и возвышенного вдохновения. "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим. 1:20).
Недолгая жизнь художника закончилась в центре католического мира, в Риме. Он удостоился чести быть погребенным в базилике Святого Лаврентия, где хранятся мощи мученика за Христа.
Биография
Адам Эльсхаймер родился 18 марта 1578 в Франкфурте-на-Майне в многодетной семье портного. Живописи в течении пяти лет Адам учился у франкфуртского художника Филиппа Уфенбаха, большого поклонника Дюрера и Грюневальда. Считается, что в юности художник испытал сильное влияние чужеземных мастеров, эмигрировавших из Нидерландов, Гиллиса ван Конинкслоо и Лукаса ван Фалькенборха. В 1598 году он покинул Франкфурт и отправился в Мюнхен, где работая в мастерской Иоганна Роттенхаммера, познакомился с работами венецианских живописцев. В возрасте 20 лет Эльсхаймер навсегда покинул Германию.
После недолгого пребывания в Венеции, живописец поселился в Риме. В 1606 году Адам женился на Карле Антонии Стюарт, девушке, имеющей шотландские корни. По некоторым свидетельствам, чета жила в финансово стесненных условиях. На художественное становление Эльсхаймера повлияли работы Тициана, Веронезе и Тинторетто, которые он изучал в Риме. Здесь он завел дружбу с Рубенсом, который был лишь на год старше. Совместно с Питером Ластманом, будущим учителем Рембрандта, он создал работы в духе "поэтической живописи", предвосхитившие эстетику романтизма. Эльсхаймер предпочитал работу с малым форматом, в котором обнаружил неизвестные до той поры возможности. Рубенс считал, что он несравненен в ландшафтах. Его работами восхищались авторы голландской школы пейзажа и Клод Лоррен, на чье понимание пространства Эльсхаймер повлиял больше других.
С точки зрения влияния на живопись XVII века Эльсхаймер оказывается в одном ряду с Караваджо. В немецком барокко нет равного ему по значению, его картины завораживали современников, им подражали Рембрандт и Рубенс, а количество выполненных под него работ поражает.
Адам Эльсхаймер прожил всего тридцать два года. Известно относительно мало его картин и почти все они небольшого масштаба и написаны на медных пластинах. Кисти художника приписывается 40 картин и 30 рисунков и гуашей.
Скончался Адам Эльсхаймер 11 декабря 1610 и был похоронен в базилике Сан-Лоре́нцо-ин-Лучи́на недалеко от алтаря Мира в Риме. Могила не сохранилась, но в 2010 году в левой части здания была размещена мемориальная доска, прославляющая художника, как первого использовавшего телескоп для изображения звёздного неба.
Автор текста: Ольга Северинова.