Авраам приносит в жертву ягненка вместо Исаака - Ливенс Ян

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Авраам приносит в жертву ягненка вместо Исаака
Авраам приносит в жертву ягненка вместо Исаака
Автор: Ливенс Ян
Местонахождение: Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг
Произведение: Авраам приносит в жертву ягненка вместо Исаака
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Золотой век Голландской живописи, Барокко
Дата создания: 1638 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Свою картину Ян Ливенс посвятил иллюстрации известного библейского сюжета о принесении патриархом Авраамом в жертву своего сына Исаака. Это место является прообразом крестного подвига Христа. "И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе" (Быт. 22: 1-2). Вера праведника оказалась настолько сильна, что он не усомнился в благости Бога. И сын Исаак явил полное послушание отцу, кротко позволив себя связать и положить на жертвенник. Занесенную руку с ножом остановил явившийся ангел: "Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня" (Быт. 22:11-12). Взамен Бог послал овна, который и был принесен в жертву вместо Исаака.
Обычно на картинах этой тематики художники показывают самый драматичный момент, когда Ангел останавливает занесенную с ножом руку. Ян Ливенс заглянул в следующие минуты жизни отца и сына. То, о чем умалчивает бытописатель, художник восстанавливает умозрительно, основываясь на собственных наблюдениях и ощущениях. На втором плане слева показан огонь жертвенника, а под ним в луже крови часть туши овна. Рядом лежит окровавленный нож выписанный очень реалистично. Центральную часть полотна занимают фигуры Авраама и Исаака. Упав на колени, отец и сын стоят плотно обнявшись. Лица обоих обращены вверх и имеют схожее выражение, сочетающее в себе мольбу и веру. Некоторые мелкие детали придают картине жизненную достоверность и приближают сюжет к зрителю. При внимательном рассмотрении можно заметить подошвы ног старца, покрытые грязью от длительного путешествия. Одежда Авраама подпоясана дорогим поясом с металлической отделкой, который свидетельствует о его богатстве и знатности.

История создания

Картина "Авраам приносит в жертву ягненка вместо Исаака" написана Яном Ливенсом в 1638 году. Тремя годами ранее Ливенс вернулся из Лондона, исполнив несколько портретов для королевского дома. Художник поселился в Антверпене, городе, где в свое время работали Рубенс и Ван Дейк. Замечательно, что распространенную тему Ливенс подал по-своему. Минуя трагедию, он воспел жизнь, человеческие отношения любви и привязанности, подвиг веры и хрупкость бытия.

Отношение автора к вере

Нет данных, чтобы сказать, в семье какого вероисповедания родился Ян Ливенс. При этом стоит заметить, что Лейден в XVII веке это крупнейший центр кальвинистского образования в Европе и протестантское окружение не могло не сказаться на религиозных вкусах юного художника. С семнадцатилетнего возраста, Ливенс работал в одной мастерской и был очень дружен с Рембрандтом, о котором известно, что он сохранял верность католическому вероисповеданию. Некоторые биографы проводят прямую связь между принадлежностью Рембрандта к Католической Церкви и последующим разорением из-за отсутствия заказов. В 1640 году Ян Ливенс сочетался браком с девушкой так же католической веры.
Известность пришла к Ливенсу благодаря его работам на библейские темы. Анализируя его картины, биографы приходят к определенному мнению об отношении самого художника к вопросам веры. Над библейским сюжетом о «Воскрешение Лазаря» Рембрандт и Ливенс работали одновременно. Сравнивая эти произведения, картину Ливенса называют более сдержанной и менее яркой, в которойхудожник не развивает мысль до конца. И исследователи творчества живописца делают вывод, что он сдержанно относится к чуду, только намекая на него, что ему не хватает веры. Такую же характеристику получила картина "Распятие", написанная в 1631 году.

Биография

Ян Ливенс родился в 1607 году в Лейдене. Он был сыном вышивальщика-позументщика и, по сообщению биографов, закончил только начальную школу, начав в возрасте 8 лет обучение в художественной мастерской Йориса ван Схотена. В 1617 году Ливенс переехал в Амстердам, чтобы продолжить обучение у известного исторического живописца Питера Ластмана. Через два года, он уехал учиться в Утрехт, центр голландской "итальянской" живописной традиции. Несмотря на юный возраст, его работы были востребованы и высоко ценились.
С 1624 года 17-летний художник начинает независимую карьеру. В том же году в Лейден, после обучения в Амстердаме, вернулся Рембрандт. На чердаке в доме своего отца-мельника он устроил мастерскую и пригласил в нее Ливенса. Художники часто позируют друг для друга, пишут картины на одни и те же сюжеты. Они работали в схожей манере, часто повторяя сюжеты, или писали картины вместе. Позднее все эти работы были приписаны одному Рембрандту. Более того, сам Ливенс был определен в ученики Рембрандта на том простом основании, что был младше его на год. Но к тому времени, когда Рембрандт начал свое обучение, Ливенс был уже вполне сложившимся и весьма известным художником, так что вопрос о влиянии Рембрандта на творчество Ливенса представляется как минимум спорным. Рембрандт очень высоко ценил талант Ливенса, одну из его картин даже повесив у себя дома над камином, неоднократно копировал его произведения. Оба они работали как графики. Ливенс пробовал себя, и весьма успешно, во всех видах изобразительного искусства. Особенно искусным мастером он был в портретах. Константин Хейгенс, знаток и ценитель живописи, секретарь принца Оранского, однажды, посетив студию в 1628 году, остался покровителем Ливенса на всю его жизнь.
В 1620-х годах Ливенс старался писать монументальные полотна, возможно, соревнуясь с фламандским мастером Питером Полом Рубенсом. Другие работы Ливенса – портреты в полроста созданы под влиянием «Утрехтских караваджистов».
Пути художников разошлись в 1631 году, когда Рембрандт уехал из Лейдена в Амстердам, а Ливенс – в Лондон. Для английского двора Ливенс написал несколько портретов но, к сожалению, ни один не сохранился. В 1635 году 28-летний Ливенс поселился в Антверпене, быстро завоевав популярность как художник. В 1640 году в Антверпене Ливенс женился на девушке католического вероисповедания. Обилие заказов позволяло не только жить безбедно, но и помогать другим, талантливым но менее успешным художникам.
В 1644 году финансовые трудности заставили Ливенса вернуться в Нидерланды. Он поселился в Амстердаме и быстро завоевал там популярность как одаренный живописец. Большинство работ этого периода – лучшие за всю его карьеру. Он декорировал апартаменты принца Оранского в Гааге, писал для королевского двора в Германии, в 1648 году создал большое аллегорическое полотно «Триумф мира» по случаю заключения перемирия между Нидерландами и Испанией. С 1650–х годов Ливенс несколько раз переезжал из Амстердама в Гаагу, затем в Лейден, и, наконец, вернулся в Амстердам.
Несмотря на обилие хорошо оплачиваемых заказов, финансовое положение художника пошатнулось, с 1666 года оплата заказов уже не покрывала расходов. Постепенно разоряясь, Ливенс умер 4 июня 1674 года практически нищим, оставив детям настолько многочисленные долги, что они отказались от наследства. Десятилетия спустя известность художника постепенно угаснет, а его работы станут приписывать другим мастерам, в том числе его другу и коллеге Рембрандту.

Автор текста: Северинова Ольга.

Оставить комментарий