Авраам и три ангела (Гостеприимство Авраама) - Тьеполо Джованни Баттиста
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Бог избрал Авраама за праведность и повелел ему переселиться в Ханаан, сказав, что произведёт от него великий народ, а землю эту отдаст его потомкам. Прошло двадцать лет, но Сарра, жена Авраама оставалась бесплодной. "И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли" (Быт. 18:1-2). В это явление Господь повторил Аврааму предыдущее благословение и предрёк рождение через год у Сарры сына.
Этот библейский сюжет распространён в живописи, как изображение первого явления Бога Троицы людям. Обычно такие картины носят повествовательный характер, показывая Авраама отдыхающим в тени дуба, идущих к нему трех путников и Сарру, занятую хозяйственными делами. Джованни Баттиста Тьеполо выбрал для иллюстрации этого сюжета аллегорию. Три ангела показаны художником парящими над землёй в облаке, которое символизирует присутствие славы Божий. Второе Лицо Святой Троицы выделено плащом красного цвета, как знамение будущих страданий Христа. У Его ног лежит череп, обозначающий Ветхого Адама, чей грех будет искуплен кровью Нового Адама. Такой же символический смысл носит изображение черепа у подножия креста на Голгофе.
Поза праотца Авраама выражает сердечную мольбу и всецелое упование на Бога. Рядом с патриархом изображен тонкий зелёный росток, как символ новой жизни и происходящего от него народа.
История создания
Скуола Сан-Рокко (Братство святого Роха) принадлежит к одной из шести венецианских больших скуол. К 1515 году Братство насчитывало более 500 членов и для него потребовалось большое здание, строительство которого началось в 1516 году по проекту Бартоломео Бона. В 1564 году выигравший конкурс Тинторетто в течение 23 лет расписывал скуолу Сан-Рокко.
В настоящее время в зале второго этажа расположены 12 картин с библейскими сюжетами, среди которых есть две работы Джованни Баттисты Тьеполо: "Авраам и три ангела" и "Агарь и ангел". Эти полотна были приобретены Скуолой в 1785 г. Они представляют собой важную веху в творчестве Джамбаттисты Тьеполо начала четвертого десятилетия XVIII века. В это время художник только что вернулся из Милана, где он расписывал фресками дворцы Аркинто и Казати-Дуняни, и находился под влиянием насыщенной светом живописи Пьяцетты.
Отношение автора к вере
Родился художник в Венеции в 1696 году и вскоре был крещён в местной приходской церкви. Мальчик был назван в честь крестного отца дворянина Джованни Баттиста Дориа, а его небесным покровителем стал Иоанн Креститель.
В возрасте 19 лет Тьеполо выполнил свой первый живописный заказ, им стала картина на религиозную тематику - "Принесение Исаака в жертву". Этот библейские сюжет рассказывает об испытании веры праотца Авраама, за которое Бог благословил его потомков. В этом смысле первая картина Тьеполо также оказалась пророческой, Бог благословил его труд, сделав знаменитым и востребованным живописцем. В настоящее время более шестисот картин Тьеполо находятся в музеях по всему миру.
Семейная жизнь художника так же была счастливой. В браке у Тьеполо родилось девять детей. Двое сыновей продолжили дело отца, а третий - стал священником. В последние годы жизни художник с сыновьями был приглашен испанским королём для росписи дворца, но одновременно в этот период им было написано множество алтарных образов. Джованни Баттиста Тьеполо прожил долгую жизнь, он умер на семьдесят пятом году жизни в Испании и был погребен в церкви Святого Мартина в Мадриде.
Биография
Джованни Баттиста Тьеполо- крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы, родился 5 марта 1696 года в Венеции, в семье шкипера Доменико Тьеполо. Отец умер через год после рождения сына, и мать Орсетта одна воспитывала шестерых детей, испытывая постоянную нужду.
Первым наставником в живописи Джованни Батиста стал венецианский художник Грегорио Ладзарини. Также заметное влияние на формирование собственного стиля Тьеполо оказали Себастьяно Риччи, Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяцетта. Первая картина, выполненная на заказ, была исполнена живописцем в возрасте 19 лет и называлась "Принесение Исаака в жертву".
В 1717 году молодой художник покинул мастерскую Ладзарини и, начав самостоятельную карьеру, вступил в гильдию живописцев Фралья. В 1719 году Тьеполо женился на Марии Сесилии Гварди, сестре известных художников Гварди — Франческо и Джанантонио. В этом браке родилось девять детей, двое из которых стали художниками и работали вместе с отцом.
Одним из первых крупных монументальных циклов в творчестве Тьеполо стал ансамбль архиепископского дворца в Удине, которые он выполнил по заказу Дионисио Дельфино в 1726 - 1728 годах. Написанные здесь фрески демонстрируют виртуозную технику, светлый колорит, неожиданные красочные сочетания. По завершении этого цикла художник много работал на севере Италии, расписывая дворцы и церкви, исполняя алтарные образы. В 1740 году Тьеполо украсил фресками потолок на втором этаже Скуолы Кармини.
С 1751 по 1753 год Тьеполо с сыновьями работал в Вюрцбурге, создав фрески для плафона Императорского зала в резиденции епископа – правителя Франконии. Их темой стали факты из жизни Фридриха Барбароссы. Сцены построены с широким применением оптических эффектов, создающих иллюзорное пространство, с барочной динамикой и монументальным размахом.
После возвращения в Венецию в 1753 году Тьеполо возглавил Академию живописи и скульптуры. В 1762 году по приглашению испанского короля художник вместе с двумя сыновьями прибыл в Мадрид для работы в королевском дворце. Последний период своей жизни с 1762 по 1770 год художник работал в испанской столице. В это время слава Тьеполо становится общеевропейской. В Мадриде Тьеполо выполнил роспись плафона тронного зала дворца, множество алтарных образов и станковых картин. Произведения представляют собой последний взлет итальянского барокко – монументального и торжественного. Соперником Тьеполо в Мадриде становится немецкий художник Менгс, представитель набирающего силу неоклассицизма.
Джованни Баттиста Тьеполо умер 27 марта 1770 года и был похоронен в церкви Святого Мартина в Мадриде.
Автор текста: Ольга Северинова.