Авраам и три ангела - Джордано Лука

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Авраам и три ангела
Авраам и три ангела
Автор: Джордано Лука
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид
Произведение: Авраам и три ангела
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко, неаполитанская школа
Дата создания: 1696 год

Описание произведения

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли» (Быт. 18:1-2).
По законам восточного гостеприимства Авраам омыл ноги путникам и угостил молоком, хлебом, мясом и маслом. Благочестивая душа Авраама узнала в гостях присутствие Божие, и он воздал им должное поклонение. Пришедшие объявили патриарху о рождении его сына от Сарры, несмотря на их преклонный возраст. А так же патриарху было повторено благословение: «От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем» (Быт. 18:18-19).
Лука Джордано на заднем плане в левой части картины показал Сарру, изумленно слушающую пророчество. Почти все полотно занимают беседующие Ангелы и Авраам. Старец подался вперёд, его лицо выражает одновременно благоговение, изумление и мольбу. Ладони патриарха молитвенно сложены. Ангелов художник изобразил в виде трех миловидных юношей. В руках каждого из них высокий посох. Два крайних Ангела как бы уклоняются от разговора. От головы среднего исходит неяркое сияние. Именно Он обращается к Аврааму, внимательно смотря в глаза патриарху и сопровождая свои слова жестами.

История создания

Картина "Авраам и три Ангела" написана Лукой Джордано в 1696 году. Отточенное годами живописное мастерство сделало возможным для Джордано передать тонкий богословский смысл библейского сюжета. Личный духовный опыт художника, пережитый и осмысленный за шестидесятилетний жизненный путь, выражен в картине богатыми оттенками смыслов и эмоций. Легкие, естественные образы, их жизненная достоверность и интуитивная узнаваемость делают повествование ненавязчивым и интересным.
Картина демонстрирует лучшее в таланте Луки Джордано, принесшее ему прижизненную известность и любовь современников.

Отношение автора к вере

Художник при рождении получил имя, какое носил первый христианский художник - апостол и евангелист Лука. Вполне возможно, что выбор родителями такого имени был не случаен. Его отец тоже был художником, хотя и не знаменитым, и с раннего детства он учил сына живописи. Когда Джордано состоялся как мастер, его приняли в неаполитанскую гильдию живописцев, носившую имя святого Луки. Не могло не оказать влияние на растущего Джордано и его окружение: историки говорят о ярко выраженной набожности неаполитанцев XVII века.
Лука работал быстро, из-за чего получил прозвище Фа-Престо, и его упрекали в небрежности, театральности и декоративности. Но упреки делались в сравнении с его предыдущими работами, где Джордано показал вершину своего мастерства живописца. И все же произведения художника поистине вдохновенны, продуманы и искусно исполнены. Ощущая величину отпущенного ему таланта и скоротечность жизни, Джордано торопился творить и в этой своей пламенности его можно сравнить с другими апостолами, братьями Иаковом и Иоанном, которых Христос называл сынами грома - Воанергес (Мк.3:17).
Художником написано множество произведений, и по меткому замечанию одного из биографов "едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи". Работы, созданные на библейские темы Лукой Джордано, служат просвещению и духовному обогащению их зрителей. Поэтому кажется промыслительным, что живописец упокоился в храме, для которого писалась одна из его лучших работ «Святой Михаил, побеждающий сатану».

Биография

Лука Джордано родился 18 октября 1634 года в Неаполе. Первым учителем для него стал отец, живописец средней руки. После него Лука в течение девяти лет учился в мастерской Хусепе де Риберы в Неаполе, затем переехал в Рим, где занимался под руководством Пьетро да Кортоны. Стремясь постичь живописную манеру великих мастеров, Джордано делал многочисленные копии с произведений Рафаэля и Микеланджело. Имитация чужой манеры не только расширила горизонты его познания, но и вооружила виртуозным техническим опытом. Наряду с живым воображением, замечательным колоритом, виртуозным и точным рисунком в его живописи очевидно прослеживается влияние искусства Тициана, Веронезе, Тинторетто.
В 1655 году Джордано написал для церкви Святой Бригитты в Неаполе большую алтарную картину «Взятие на небо святого Николая Барийского», поразившую современников своими художественными и техническими достоинствами. Затем последовали не менее значительные полотна «Мадонна Розария», «Святая Анна и Дева Мария», «Архангел Михаил», «Святой Августин и святая Моника». Джордано был признан одним из лучших живописцев Неаполя, что обеспечило его многочисленными заказами.
В 1665 году художник стал членом неаполитанской гильдии живописцев. В следующем году Лука Джордано женился на Маргарите д'Арди.
Впоследствии живописец трудился в Болонье, Париже и Флоренции. Им выполнено множество фресок и картин, и едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи. Уже в 1681 году Филиппо Бальдинуччи составил и издал «Жизнеописание знаменитого Луки Джордано», а Иоахим фон Зандрарт включил его в свою «Академию благородной живописи», изданную в 1683 году.
В 1692 году Джордано по приглашению короля Карла II приехал в Испанию и писал в Эскориале, Мадриде и Толедо. Он удостоился звания живописца короля и был возведен в дворянское звание. Щедрыми милостями были осыпаны и члены его семьи. В частности, сыну была пожалована должность смотрителя неаполитанских крепостей.
За небольшой срок пребывания в Испании Джордано, со свойственным ему темпераментом, создал внушительное число работ. Также он расписал лестницу и плафон собора Святого Лаврентия в Эскориале, большой зал дворца Буэн-Ретиро, ризницу собора в Толедо и своды Королевской капеллы в Мадриде.

В 1700 году скончался Карл II, но и при его преемнике, Филиппе V, Джордано сохранял привилегии придворного живописца. В 1702 году, сопровождая в составе свиты нового суверена, он покинул Мадрид и вернулся в Неаполь. Там он умер 12 января 1705 года и был погребен в церкви Святой Бригитты.

Автор текста: Северинова Ольга

Оставить комментарий