Авраам и Исаак на пути к месту жертвоприношения - Шагал Марк Захарович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Авраам и Исаак на пути к месту жертвоприношения
Авраам и Исаак на пути к месту жертвоприношения
Автор: Шагал Марк Захарович
Местонахождение: Национальный музей Библейского послания Марка Шагала, Ницца
Произведение: Авраам и Исаак на пути к месту жертвоприношения
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Примитивизм (наив)
Дата создания: 1931 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Согласно книге Бытия, Бог призвал Авраама принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение», чтобы испытать веру Авраама и его доверие Богу. Безусловно, Господь знал, что вера Авраама крепка, но этого не знал сам Авраам, потому ему был необходим этот опыт и эта победа над страхом и сомнением: «И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе» (Быт.22:6-8).

Перед нами произведение, которое относится к раннему этапу творчества художника. Оно входит в серию гуашей, созданных в 30-е годы после посещения художником Святой земли. Шагал запечатлевает момент, когда под покровом ночи отец и сын идут исполнить страшное повеление Господа. Густая тьма, окутывающая фигуры Авраама и Исаака, рассеивается от свечи, которая не только освещает им путь, но также символизирует упование Авраама на Господа. Никто из героев не смотрит вдаль, но погружен глубоко в себя. Кажется, что Авраам закрыл глаза, молитвенно обращаясь к Богу в надежде на Его милость. В руках пророка мы видим поднятый нож. Холодное орудие контрастирует с огнем мирно зажженной свечи, которую Авраам несет в другой руке. Обнаженная фигура Исаака сгибается под тяжелым грузом, который он смиренно несет на своих плечах. Что думал он в эти напряженные минуты пути остается загадкой. Однако сам Авраам, полностью вручил свою судьбу и судьбу своего сына в руки Бога, в тайне надеялся, что именно Господь сможет все разрешить наилучшим образом. Недаром своих слуг, оставшихся у подножия горы, пророк заверил: «останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» (Быт 22: 5).

История создания

Библия всегда служила для Марка Шагала не просто источником вдохновения, но Книгой книг, вмещающий весь мир, все сюжеты и истории, всю красоту и правду жизни. «Библейское послание» — это серия гравюр и рисунков на библейские темы, к созданию которых Шагал приступил еще в 1930-х гг., когда известный парижский издатель Амбруаз Воллар заказал художнику иллюстрации к Священному Писанию. К этой работе Шагал отнесся очень серьезно и даже посетил Израиль, Сирию и Египет, чтобы самому пройти по местам, описанным в Священном писании. Впечатления от этого путешествия, которые он назвал «сильнейшими в своей жизни», послужили импульсом к созданию 39 гуашей. К сожалению книги, которые планировал выпустить его заказчик остались не изданными - Воллар умер, а начавшаяся Вторая мировая война как будто поставила крест на этом проекте. Но, захваченный этой грандиозной темой, художник вернулся к ней в 1950-е гг. Он значительно расширил библейскую серию. На протяжении 30-х и 40-х годов Шагал создает 105 черно-белых офортов и ряд живописных работ к Ветхому Завету, иудейскому Пятикнижию, текстам Исайи.

В 1956 году Шагал открывает для себя цветную литографию, и эта техника становится наиболее близкой художнику. Эстампный метод изображения с добавлением цвета представляется художнику наиболее подходящим для того, чтобы расширить свою аудиторию, стать ближе к людям. Затем художник стал изображать библейских персонажей в стенописи, на витражах, в керамике. Наконец в 1955 г. издание Библии, иллюстрированной Шагалом, увидело свет. А в 1956 и 1960 годах работы художника на библейские темы были выставлены в Париже. Они произвели огромное впечатление на публику. В 1973 году в Ницце торжественно был открыт музей работ Марка Шагала, который получил название «Библейское послание».

«Библейские сюжеты» Шагала до наивного просты в исполнении. Художник ведет зрителей через свое мировосприятие от Книги Бытия, цикла об Аврааме до Книг Пророков, ограничиваясь лаконичными, порой символическими названиями работ. Как современный художник, Шагал воплотил в библейских иллюстрациях в равной мере земное и небесное начала, и осуществил прорыв от реального к сверхреальному, как бы объединив принципы искусства Нового времени и Средних веков.

Шагал сумел передать присущее Ветхому Завету парадоксальное сочетание тесной связи человека с Творцом и его бесконечной удаленности от трансцендентного Бога. Библейские образы Шагала выходят за пределы книжных иллюстраций и превращаются в «Библейское Послание», которое художник передавал во всех жанрах своего творчества. Сам Шагал никогда не комментировал свои работы из данного цикла. Он считал, что «произведения искусства должны говорить сами за себя». Но при этом добавлял, что стремился выразить своими формами и красками идеал братства и любви.

Отношение автора к вере

Миссию художника Шагал видел в том, чтобы поведать людям о великом промысле Творца и невероятной красоте созданного Им мира: «С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось и кажется сейчас, что эта книга является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать». Потому все произведения Шагала в той или иной степени являются философскими размышлениями о Творце и Его творении.

В воспоминаниях «Моя жизнь» художник признается: «работа - вот моя молитва». Но равнодушие к обрядовой стороне религии не исключало глубокий интерес мастера к духовным основам Священного писания: «Мне кажется, что совершенство в искусстве и жизни достижимо, если приникнуть к библейскому источнику. Если же руководствоваться логикой и заниматься голым конструированием, то ни в искусстве, ни в жизни не дождаться плодов».

В итоге через весь жизненный путь, полный радостей и больших испытаний, Марк Шагал сохранил трепетное, по-детски личное общение с Богом: «Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему». Этой близостью к Творцу проникнуты, созданные им образы.

Биография

Марк Захарович Шагал родился 7 июля 1887 г. в местечке Песковатики близ Витебска (Белоруссия) в семье грузчика рыбной лавки, где, кроме Марка, было еще восемь детей. Получил традиционное религиозное образование на дому. В конце 1906 г. приехал в Петербург, где его наставниками стали Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Н. К. Рерих.

В 1910— 1914 гг. жил в Париже; в колонии художников «Улей» сблизился с авангардистами, в частности с поэтом Г. Аполлинером и художником Р. Делоне.

Марк Шагал уже на заре своего творчества смог обрести совершенно неповторимый стиль. Исследователи отмечают глубокую связь работ Шагала с традицией лубка, народной живописи. И это не случайно, ведь Марк Шагал испытывал огромный интерес к своим истокам, к народной еврейской культуре в целом. Житейская мудрость парадоксальным образом сочеталась в его работах с детским восторгом перед жизнью.

В ранних картинах Шагала доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время вечные мотивы («Суббота», 1910 г.).

Со временем на первый план выходит тема страстной любви («Над городом», 1914—1918 гг.; «Ворота еврейского кладбища», 1917 г.). Резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты полотен, созданных Шагалом («Я и деревня», 1911 г.; «Автопортрет с семью пальцами», 1911—1912 гг.), оказали большое влияние на развитие сюрреализма.

С 1923 г. Шагал обосновался в Париже; в том же году в Берлине вышла книга его мемуаров «Моя жизнь». В 1933 г. пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника.

В 1937 г. художник принял французское гражданство. По мере достижения пика славы манера Шагала становится всё легче и раскованнее. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930— 1939 гг.).

С 1955 г. началась работа над «Библией Шагала». В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили здания разных религиозных конфессий. Эти произведения, вкупе со светскими декоративными композициями (росписи плафона Парижской оперы, 1964 г., Метрополитен-опера в Нью-Йорке, 1965 г., и др.), обновили язык монументального искусства.

Художник ушел из жизни 28 марта 1985 г. в городке Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна



Оставить комментарий