Авраам и Исаак - Антонис ван Дейк

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Авраам и Исаак
Авраам и Исаак
Автор: Антонис ван Дейк
Местонахождение: Национальная галерея, Прага
Произведение: Авраам и Исаак
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко
Дата создания: около 1617 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Согласно книге Бытия, Бог призвал Авраама принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение», чтобы испытать веру Авраама и его доверие Богу. Безусловно, Господь знал, что вера Авраама крепка, но этого не знал сам Авраам, потому ему был необходим этот опыт и эта победа над страхом и сомнением: «И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе». (Быт 22:6-8).

Художник запечатлевает момент, когда под покровом ночи отец и сын идут исполнить страшное повеление Господа. Густая тьма, окутывающая фигуры Авраама и Исаака. Юный Исаак несет на плече дрова, его голова слегка наклонена к Аврааму, на лице застыло выражение кроткого внимания к речи отца. В одной руке Авраам несет светильник с огнем, а другую руку прикладывает к сердцу - это искренний жест доверия Богу.

На втором плане мы видим пейзаж со старым раскидистым деревом, отстоящей вдали скалой и уходящей к горизонту холмистой равниной.

История создания

Картина написана художником около 1617 года. В это время Антонису исполнилось восемнадцать лет, он уже имеет собственную мастерскую. Следующий год будет для молодого мастера особенным - его примут в Антверпенскую гильдию Святого Луки и он поступит в мастерскую Рубенса. Таким образом, картины этого года можно считать своеобразным экзаменом на художественную зрелость.

Отношение автора к вере

Антонис ван Дейк родился в набожной купеческой семье. Мальчик был крещён 23 марта 1599 года. У Антониса было одиннадцать братьев и сестер, которые обучались языкам, истории и теологии. Некоторые из детей продолжили дело отца, но один из братьев стал священником, а несколько сестёр избрали монашеский путь.
Талант Антониса проявился рано, в четырнадцать лет он написал автопортрет, в настоящее время хранящийся в Академии изобразительных искусств в Вене. В лице подростка, изображенного на нём виден ум и по юному дерзкий вызов, говорящий о том, что Антонис осознает ответственность за данный Богом талант: "И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" /Лк.12,48/.
Своим призванием ван Дейк считал портретную живопись. Интересуясь людьми, их внутренним миром, Антонис умел показать изящность и глубину, героизм и возвышенность личности модели.

По отзывам современников Ван Дейк был набожен и даже вступил во Фландрии в иезуитское «Братство холостяков», однако позже женился на королевской фрейлине Мэри Рутвен.

Биография

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка и Марии Конинкс. В десятилетнем возрасте он поступил в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические сюжеты.

С 1615 года у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, в которой он вместе с рядом молодых художников создал серию "Головы апостолов". К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств). В 1618—1620 годах ван Дейк написал цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов.

В феврале 1618 года художник был принят мастером в Антверпенскую гильдию живописцев Святого Луки. Уже имея собственную мастерскую, мастер начал сотрудничать с Рубенсом, работая с 1618 по 1620 годы в качестве помощника в его мастерской. Рубенс называл девятнадцатилетнего ван Дейка «лучшим из своих учеников».
У Антониса рано проявился талант портретной живописи и создания произведений на религиозные и мифологические сюжеты. Ван Дейк пишет множество полотен на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618—1620); «Св. Мартин и нищие» (1620—1621) и т. д.
В конце 1620 — начале 1621 года художник некоторое время жил в Италии, в Генуе, где его творчество испытало влияние живописи Тициана. Ван Дейка приглашали для написания портретов при дворе английского короля Якова I в Лондоне. В 1621—1627 годах живописец жил и работал в Германии. В 1627 году он вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении. С 1632 года снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 году король посвятил ван Дейка в рыцари, а в 1633 году пожаловал ему статус королевского художника. В Англии в 1639 году ван Дейк женился на дочери лорда Рутвена Мэри Рутвен.
Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на европейское и особенно английское искусство. Ван Дейк признается лучшим и самым известным из учеников Рубенса, сумевшим соединить экспрессию стиля барокко, достижения фламандской школы живописи и артистизм Рубенса с собственной изящной и тонкой техникой письма. Художник написал более полутора тысяч картин, не считая гравюр и рисунков.
Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 года в Лондоне и был погребён в Соборе святого Павла в Лондоне.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий