Авель - Дюпре Ф. Джованни

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Авель
Авель
Автор: Дюпре Ф. Джованни
Местонахождение: палаццо Питти (Флоренция, Италия), Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия).
Произведение: скульптура «Авель»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1839 г.
Эпоха: неоклассицизм
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Скульптура Ф. Джованни Дюпре «Авель» выполнена в натуральную величину в стиле итальянского неоклассицизма. Авель очень реалистично изображён убитым, лежащим на шкуре животного, в которую, видимо, прежде он был одет. Его ладони разжаты, руки распростёрты над головой, ноги чуть согнуты в коленях. Несмотря на то, что скульптура «Авеля» в целом передаёт спокойствие, ей присущ некоторый динамизм, как будто мученик только что упал на камень и предал душу Господу.

Скульптор достаточно тонко смог передать благородство Авеля. Главной причиной, по которой он был убит, стала зависть его старшего брата: ведь в момент принесения жертвы Господь благосклонно принял приношение Авеля, а Каиново отверг. Различие жертвы и дара касается духовного устроения тех, кто эти жертвы приносил. Авель принёс в дар лучшее из того, что у него было, в отличие от Каина. Ветхозаветная Книга Бытия повествует о его убийстве очень кратко: «И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдём в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4: 8).

Несмотря на то, что в книге Бытия не говорится прямо о том, каким именно способом Каин убил Авеля, большинство исследователей-библеистов и экзегетов считают, что смерть Авеля была закланием. Заклание – это умерщвление как культовое действие. Кровь Авеля является прообразом крови самого Спасителя и Христовых мучеников.

В Эрмитаже находится мраморная скульптура «Авеля», а в галерее (палаццо) Питти во Флоренции её бронзовый аналог.

История создания

В основе создания скульптуры «Авель» лежит ветхозаветный сюжет о детях Адама и Евы – Каине и Авеле. И первый сын Адама и Евы, земледелец Каин, убил своего младшего брата Авеля, пастыря овец из-за того, что дар, принесённый Авелем, оказался угодным Богу, в отличие от приношения Каина. Каин был первым в истории убийцей, Авель — первой жертвой. В прообразовательном значении Авель является не только первомучеником, но и первосвященником, как принесший угодную Богу жертву.

Впервые Дюпре выставил свою работу на открытом конкурсе, проводимом в Академии di Belle Arti. Его мраморной фигуре мертвого тогда Авеля присудили первый приз. Скульптура была куплена для великой княгини Марии Николаевны, и сейчас находится в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге. В 1839 была сделанабронзовая копия статуи, которая в настоящее время хранится в Galleria d'Arte Moderna, Палаццо Питти, во Флоренции.

Примечательно, что в фигуре распростертого у жертвенника Авеля доминирует концентрированное, а не экстатическое выражение чувств. Своеобразным покоем, умиротворенностью, и некоторой обращенностью в прошлое образ скульптуры Авеля напоминает тосканские ренессансные надгробия.

Отношение автора к вере

Среди работ знаменитого скульптора Ф. Джованни Дюпре религиозной тематике посвящены следующие произведения: «Авель», «Каин», «Богоматерь, оплакивающая снятого с креста Спасителя», статуя «Воскресший Спаситель», рельеф «Торжество Креста», и др. Безусловно, в искусстве Италии всегда особое место занимали скульптуры библейских персонажей, однако у Д. Дюпре они выполнены в особом характере: он не просто реалистично изображает человеческие фигуры, но достаточно живо передаёт эмоции и чувства персонажей. Это свидетельствует о том, что и сам выдающийся скульптор пытался «вжиться» в передаваемый им образ, прочувствовать атмосферу передаваемого им сюжета. Его произведения свидетельствуют о неподдельном интересе скульптора к событиям Священной Истории и её толкованию.

Следование национальной пластической традиции было важнейшим фактором творчества Дюпре как пуриста. Сущностью итальянской пластики был в это время не предмет, а способ изображения: люди были представлены во всей своей телесности – красивые или безобразные, старые или молодые, спокойные, либо в душевном волнении или в движении.

Биография

Ф Джованни Дюпре родился 1 марта 1817 в Сиене. Стал более всего известен как итальянский скульптор-неоклассик, по происхождению француз, сын резчика из дерева в Сиене. Вначале он работал у отца, где занимался изготовлением подделок скульптур эпохи Возрождения, а потом учился ваянию у Бартолини, во Флоренции, где и трудился до конца своей жизни.

Окончил Академию художеств Сиены. Воплотил в своих произведениях идеалы пуризма.

В 1845 году выиграв конкурс во флорентийской Академии изящных искусств, впервые получил известность натуралистическою фигурою убитого «Авеля», за которою вскоре явился его «Каин» (обе статуи в бронзовых экземплярах находятся в палаццо Питти (Флоренция); мраморные их экземпляры — в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (приобретённые для Великой Княгини Марии Николаевны, президента Императорской Академии художеств в 1852—1876 годы). Грубый натурализм фигуры, встреченный в то время шоком, предвещал начало конца неоклассицизма в итальянской скульптуре и получил поддержку Лоренцо Бартолини.

Затем последовали фигуры Джотто и святого Антонио Флорентийского для фасадных ниш в Уффици, бюст Пия II для Базилики Сан Доменико в Сиене. После знакомства в Риме с памятником Антонио Кановы Пию IV проявил стремление к аллегории; так, в памятнике для графини Феррари Корбелли в Сан-Лоренцо во Флоренции и в памятнике Кавуру в Турине он ввёл несколько аллегорических фигур. Несмотря на изучение натуры, эти фигуры у Дюпре несколько условны, и в них не слиты гармонично отвлеченность и реализм. К самым прочувствованным и благородным произведениям Дюпре принадлежит «Pieta» для кладбища в Сиене. Здесь Дюпре достиг высшей степени свойственной ему натуралистической выработки форм и выражения.

Изваял глубоко прочувствованную статую «Умирающая Саффо» (1857), группу «Богоматерь, оплакивающая снятого со креста Спасителя», в которой особенно хороша фигура Христа (1863—1865, в Сиене), статую «Воскресший Спаситель», рельеф «Торжество Креста» (во Флоренции) и, наконец, самое капитальное свое произведение — многофигурный монумент Бенсо ди Кавуру в Турине (1872).

Д. Дюпре особенно славился искусством создания скульптур из мрамора. Был участником международных выставок в Париже и Вене, его произведения были хорошо известны в Европе, и награждён Рыцарским Орденом Святого Иосифа.

Окончил земной путь 10 января 1882 года во Флоренции.

Автор текста : Сарра Биллер.

Оставить комментарий