Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Статую Святого Апостола Матфея Микеланджело не закончил. Именно на этой скульптуре хорошо виден метод работы мастера – не обтёсывать мрамор по кругу, понемногу выявляя форму будущего шедевра, как было принято в то время, а буквально «вырывать» образ, фронтально освобождая его из каменного плена. Скульптура Матфея, безусловно, шедевр. Очень хорошо об этом сказал Уолтер Патер, английский критик: «…в этом его манера одухотворять, преображать чистую форму, смягчать ее жесткую реальность и оживлять ее дыханием жизни…».
Техника, в которой создана статуя Апостола Матфея, получила название «non finito» («незаконченность»). Биограф Микеланджело, Вазари, трактовал эту скульптуру только как модель будущей статуи: «Эскиз показывает большую законченность и учит скульпторов, каким образом нужно вырезать статуи из мрамора, не портя его, как снимать мрамор слоями так, чтобы можно было всегда целесообразно использовать его, немного убрать или изменить, если это потребуется». Эрик Шильяно ему оппонирует: «Святой Матфей – это значительно больше, … чем просто незавершённая статуя». Кроме того, специалисты признают такой способ работы с камнем чрезвычайно сложным, не совсем подходящим для «учебного пособия начинающего скульптора», о котором говорит Вазари.
Возможно, мастер дополнительными изобразительными средствами хотел передать всю сложность, трудность и даже мучительность личного поиска Бога. Человек должен вырваться из оков материального мира, буквально продираясь к завещанной ему духовной свободе. Так вырывается и Матфей – из каменного монолита, ища спасения. Вся его фигура передаёт огромное напряжение – колено левой ноги, «разрушившее» каменную преграду и мускулистая правая рука, тоже почти освободившаяся от мраморных «оков», в противовес их, как бы пока застрявшим в глыбе, «парам» сообщают скульптуре физически ощущаемую динамику. Голова Апостола, в изгибе направо и вверх, тоже как бы преодолевает огромное сопротивление горной породы. В его левой руке – книга, плотно прижатая к телу, непременный символ апостольского учения.
Таким – могучим, побеждающим земной тлен, видел своего «Матфея» великий мастер эпохи Возрождения.
История создания.
В 1503 году Микеланджело получил большой заказ от цеха флорентийских шерстяников – 12 статуй Апостолов для собора Санта-Мария-дель-Фьоре. В договоре было условие, что мастер должен создавать по одной работе в год. Предусматривалось, что скульптор сам поедет в Каррару для выбора мрамора, и, по меньшей мере, пять блоков для статуй были доставлены во Флоренцию в 1504 году.
Микеланджело успел начать только одну статую, Апостола Матфея, но и она осталась неоконченной. Двумя годами позже мастер отправился в Рим, а затем, в апреле 1506 года, поссорившись с папой Юлием II, вернулся во Флоренцию и продолжил работу над скульптурой.
Некоторые критики считают, что в статуе Матфея Микеланджело отразил и свои непростые отношения с высшим духовенством – известно, что Папа настойчиво хотел вернуть скульптора в Рим.
Отношение автора к вере.
Микеланджело был крещён на третий день после своего рождения в храме Сан Джованни ди Капрезе. Девять Римских Пап во времена творчества Микеланджело, а прожил он почти 90 лет и трудился до самой своей смерти, делали ему заказы для оформления храмов Ватикана и Рима. С некоторыми Папами его связывала личная дружба ещё со времён обучения в Академии Гуманизма при дворе Медичи – тогдашними философами Марсилио Фичино и Анджело Амброджини, будущими Львом X и Климентом VII. Перед своей кончиной, Микеланджело в здравом уме и твёрдой памяти огласил завещание, в котором «пообещал Господу – душу, земле – тело, а родственникам – имущество». Душу – Господу. Это ли не лучшее доказательство веры человеческой?
Всю свою жизнь Микеланджело бежал от людей («всех люби, от всех беги»), хотя находился всегда среди них, своих последователей и преследователей. Рафаэль сказал про него – «одинок, как палач». Но «казнил» Микеланджело только самого себя. Он стремился к целям, превышающим стандарты современного ему искусства. Он не считал, что его произведения достойны таланта, дарованного Богом. Несмотря на выдающееся творческое наследие, он говорил, что «недостоин встречи с Раем». Как все великие, и это, безусловно, одно из главных достоинств человеческой натуры, таковым он сам себя не считал.
Биография.
Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони – самый известный живописец Италии, непревзойдённый мастер архитектурных и скульптурных творений, мыслитель и поэт эпохи Высокого Возрождения. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве — свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография напечатана ещё при жизни.
Микеланджело родился 6 марта 1475 года в семье разорившегося дворянина, потомственного банкира, Лодовико Буонарроти Симони, в местечке Капрезе, возле провинции Ареццо в Тоскане. Микеланджело был вторым ребенком в большой семье. Мать, Франческа Нери дель Миниато Сиена, измученная частыми беременностями, умирает в 1481 году, когда Микеланджело исполняется шесть лет. В 1485 году многодетный отец женится во второй раз, на Лукреции Убальдини ди Гальяно, которая не могла иметь собственных детей, и воспитывала приемных мальчиков как своих. Однако, не справляясь с материальным обеспечением своего семейства, отец отдаёт Микеланджело на воспитание в приемную семью Тополино, глава которой работал каменотёсом, а его супруга раньше была кормилицей мальчика. Именно тогда будущий великий скульптор начал работать с глиной и впервые взял в руки резец.
Желающий дать наследнику образование, родной отец определил Микеланджело в учебное заведение Франческо Галатеа да Урбино во Флоренции. Однако учеником тот оказался не особенно прилежным, мальчику больше нравилось рисовать. В 1488 году юный живописец отправляется на учёбу в мастерскую Доменико Гирландайо, где познает основы техники рисования. За год обучения Микеланджело создаёт несколько карандашных копий известных картин и копию с гравюры немецкого живописца Мартина Шонгауэра «Мучения святого Антония». В 1489 году юношу зачисляют в художественную школу Бертольдо ди Джованни, организованную правителем Флоренции, Лоренцо Медичи Великолепным. Заметив гений Микеланджело, Медичи берёт его под свое покровительство, помогая развивать недюжинные художественные способности, и способствует получению дорогих заказов. В 1490 году Микеланджело продолжает своё обучение в Академии Гуманизма при дворе Медичи, где знакомится с философами Марсилио Фичино и Анджело Амброджини, будущими Папами Римскими. В Академии 16-летний Микеланджело создает мраморный рельеф «Мадонны у лестницы» (1492), мраморный рельеф «Битва кентавров» (1492) и скульптуру Бертольдо ди Джованни.
8 апреля 1492 года Лоренцо Медичи умирает, и Микеланджело принимает решение о возвращении в отчий дом. В 1493 году он, с разрешения настоятеля церкви Санта-Мария-дель-Санто-Спирито, изучает анатомию на трупах при церковной лечебнице. В благодарность за это, мастер изготавливает для священника деревянное Распятие, которое и сейчас находится в церкви.
В 1494 году Микеланджело покидает Флоренцию, не желая участвовать в восстании Савонаролы, и уезжает в Болонью, где берётся за выполнение заказа из трёх небольших фигур для гробницы Святого Доминика в одноименной церкви – «Ангел с канделябром» (1495), «Святой Петроний» (покровитель Болоньи, 1495), «Святой Прокл» (итальянский воин-святой, 1495). В Болонье мастер учится создавать трудные рельефы, наблюдая за действиями скульптора Якопо делла Кверча в базилике Сан-Петронио. Элементы этой работы будут воспроизведены Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы.
В 1495 году двадцатилетний художник возвращается во Флоренцию и начинает работать на наследника Лоренцо – Пьерфранческо ди Лоренцо де Медичи, создав для него статуи «Иоанн Креститель» (1496) и «Спящий Купидон» (1496). Последнюю скульптуру Лоренцо Медичи попросил состарить, ему хотелось продать произведение искусства подороже. Кардинал Рафаэль Риарио, который приобрел подделку, обнаружил обман, однако, впечатлённый работой мастера, не стал предъявлять ему претензий, а наоборот, пригласил на работу в Рим.
В июне 1496 года Микеланджело приезжает в Рим, где в течение трёх лет создает свои шедевры – мраморные скульптуры бога вина Бахуса и Римской Пьеты. На протяжении последующих лет Микеланджело работал то в Риме, то во Флоренции, выполняя самые сложные заказы Римских пап. Гениальное творчество мастера проявлялось не только в скульптуре, но и в живописи, в архитектуре, в поэзии. К сожалению, не все его произведения дошли до нашего времени – одни были утеряны, другие уничтожены мастером намеренно. В 1518 году скульптор сжёг все наброски для росписи Сикстинской капеллы, а за два дня до смерти он приказал бросить в огонь и свои незаконченные рисунки, чтобы потомки не увидели его мучительных творческих исканий.
Личная жизнь Микеланджело неоднозначна, во многих поэтических произведениях маэстро звучит искреннее чувство к Томмазо деи Кавальери, а затем и Чеккино де Браччи. На закате своих лет мастер испытал прекрасное чувство к поэтессе Виттории Колонне, с которой был знаком почти полвека. Их переписка представляет собой эпистолярный памятник эпохи.
Жизнь великого Микеланджело закончилась 18 февраля 1564 года, в Риме. Он умер в присутствии врачей и друзей, успев продиктовать завещание. Для скульптора была построена гробница в одном из его архитектурных творений – базилике Святого Петра, но после смерти тело мастера поместили в базилику Санти-Апостоли, и Вазари, по указанию Козимо Медичи, ещё одного флорентийского властителя, тайно вывез усопшего из Рима под видом тюка с товарами. Флорентийцы встретили Микеланджело с почестями и похоронили в прекрасной гробнице в Санта-Кроче, церкви Святого Креста, в центре Флоренции.
Автор текста: Марина Румянцева.