Ангел (2/2) - Верроккьо Андреа

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Ангел (2/2)
Ангел (2/2)
Автор: Верроккьо Андреа
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Произведение: Рельеф «Ангел» (парный)
Жанр: Скульптура
Год создания: 1480 г.
Эпоха: Возрождение, Библейский сюжет
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Два парных терракотовых рельефа с изображениями Ангелов были созданы в мастерской Андреа Верроккьо в 1480 году. Сейчас оба рельефа (их общий размер составляет 36,5 x 32,8 x 5,5 см) хранятся в Лувре.

Образы Ангелов Верроккьо можно назвать лёгкими, воздушными – в них нет ни напряжения, ни борьбы, только красота и изящество. Ангелы представлены парящими над землёй или, возможно – бегущими по облакам. Их крылья распахнуты, руки раскинуты, ноги находятся в движении. Они как будто стремятся навстречу друг другу. Причудливый вихрь ангельских одежд подчёркивает внутреннюю динамику скульптуры. Как и следует по католическим канонам, Ангелы изображены бесполыми. Но вполне телесными – с гладкой кожей, под которой обозначены мышцы, с милыми невинными лицами и кудрявыми локонами.

Верроккьо тщательно проработал мельчайшие детали ангельских образов – ликов и одежд. На их хитонах скрупулёзно выписаны складки тканей, а на крыльях – перья, что, безусловно, придаёт скульптурам живость и натуралистичность. Как и во всех работах мастера, здесь присутствует изящество, точность передачи деталей, одухотворенность и лиричность. Небесные Силы Бесплотные «…суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр.1:13–14).

История создания

Небольшие терракотовые рельефы Ангелов Андреа Верроккьо создал в последней четверти XV века. В это же время мастер работает и над монументальным, одним из самых известных своих произведений, принесшим ему мировую славу – скульптурой «Уверение Фомы», и участвует в конкурсе, объявленном Венецианской республикой на выполнение конной статуи кондотьера Бартоломео Коллеони.

В его художественной мастерской, ставшей источником разностороннего образования и профессионального опыта для будущих гениев эпохи Возрождения, помимо изучения приёмов работы с красками, металлом, камнем, гипсом и кожей, большое внимание уделялось точным дисциплинам и их практическому применению в живописи и скульптуре. Отсюда – характерная для художника анатомическая точность фигур его персонажей. В скульптурных произведениях Верроккьо прослеживается сильное влияние античного искусства, а также творческого наследия его гениальных предшественников, таких как Донателло и Поллайоло. Особенный интерес к творчеству Верроккьо и его учеников проявлял клан Медичи, представители которого были негласными правителями Флоренции и основными заказчиками его мастерской.

Отношение автора к вере

На протяжении всей своей плодотворной жизни Андреа Верроккьо выполнил несколько значимых скульптурных композиций на религиозную тематику. Самые знаменитые из них – это «Давид» и «Уверение Фомы», украшающие соборы Флоренции. Работы мастера на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства мастера.

В августе 1452 года, в возрасте семнадцати лет, Андреа нечаянно убил своего сверстника, эту вину он чувствовал всю жизнь, хотя официально был оправдан. Верроккьо как истинный христианин, с юношеских лет заботился о многочисленной родне, материально помогал семьям сестёр и младшего брата Томмазо. Андреа так и не женился, его семьёй были ученики, многие из которых впоследствии стали знаменитыми.

Венцом выражения религиозных чувств мастера стала скульптурная группа «Уверение Фомы», над которой мастер трудился около шестнадцати лет. В ней скульптор, с помощью выразительных средств искусства своей эпохи, сумел передать чудо, которое способно привести к вере.

Биография

Андреа Верроккьо (Андреа ди Микеле ди Франческо Чони) родился в 1435 году, в семье состоятельного флорентийцаМикеле ди Франческо. В 1452 году отец умер, и семнадцатилетний Андреа остался главой семьи. Позднее, обучаясь у ювелира Франческо ди Лука Верроккьо, юноша взял его фамилию.

Первой работой Андреа Верроккьо стала надгробная плита Козимо Медичи, умершего 1 августа 1464 года. Знаменитое надгробие Пьеро и Джованни Медичи из мрамора и бронзы он создал в 1469 – 1472 годах. Своего бронзового «Давида» он изваял, предположительно, между 1473 и 1476 годами. В восьмидесятые годы XV столетия скульптор работает над тремя монументальными произведениями. Ещё в 1465 году ему заказали группу «Уверение Фомы» («Христос и Апостол Фома») для церкви Орсанмикеле, к созданию которой в бронзе он приступил спустя несколько лет. В 1476 году скульптор начинает работу над монументом кардиналу Никколо Форте Куэрри для собора в Пистойе, который так и не был завершён. Третий заказ – конный памятник кондотьеру Бартоломео Коллеони для Венеции, который занимал все мысли мастера в последние годы. Эта скульптура, которую после смерти Верроккьо завершили ученики, считается самой зрелой его работой.

Историк итальянского искусства, Джорджо Вазари, отмечал многогранность таланта Верроккьо, называя его ювелиром, перспективистом, скульптором, резчиком по дереву, художником и музыкантом. Верроккьо также считался лучшим декоратором и режиссёром придворных торжеств. Среди учеников Андреа Верроккьо были такие мастера эпохи Возрождения, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Леонардо да Винчи (по преданию, именно он позировал учителю для статуи Давида).

Тяжёлая болезнь поразила Верроккьо внезапно, прервав все его дела и проекты. Но твёрдость духа и ясность ума он сохранил до последних дней. Умер великий художник 30 июня (по другим сведениям – 10 октября) 1488 года.

Автор текста: Марина Румянцева

Оставить комментарий