Адам и Ева. Грехопадение - Неизвестный скульптор
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Каменный рельеф «Адам и Ева. Грехопадение» был создан неизвестным средневековым мастером для одной из капителей внутреннего дворика (клуатра) Кафедрального собора сицилийского города Монреале, расположенного неподалёку от Палермо.
Скульптурная композиция изображает первых людей, стоящих возле Древа познания добра и зла, Адам находится справа, Ева – с левой стороны. Ствол Древа обвивает змей-искуситель, кладущий в руку женщины запретный плод из своей ядовитой пасти.Фигуры Адама и Евы диспропорциональны, неуклюжи и приземисты. Тела неестественно изогнуты, головы чересчур большие, выражение лиц отталкивающее. Совершающийся грех как будто обезображивает их, что придает скульптуре большую выразительность и внутреннюю напряжённость.
Люди по замыслу Божьему обладали свободной волей. Они и пали по доброй воле, ибо змей-диавол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему. Соблазнившись стать Богами, первые люди вкусили плод от Древа – сначала Ева, искушённая змеем, преступила Заповедь, а затем и Адам, не выдержав искушения Евы: «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». (Быт 3: 4-6). Первые грешники навлекли на себя гнев Создателя ещё и тем, что лгали, прятались и пытались переложить свою вину – один на жену, вторая – на змея.
Дальше Адам и Ева, не оправдавшие надежд Творца и предавшие Его любовь, понесли вполне заслуженное наказание: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:16–19).
История создания
Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Монреале был заложен королём Сицилии Вильгельмом II Добрым в 1174 году. Кафедральный собор является замечательным средневековым памятником арабо-норманнской архитектуры, внесённым ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия.
С юга к собору примыкает клуатр, оставшийся от прежде находившегося здесь бенедиктинского монастыря, и также являющийся ценнейшим памятником норманнской архитектуры. В плане клуатра лежит квадрат со стороной около полусотни метров, окружённый колоннадой в арабском стиле из 104 пар колонн с резными капителями, завершённых стрельчатыми арками. Предположительно, над декором капителей работали пять средневековых мастеров, творчество которых можно различить по пластическому стилю. До наших дней дошло имя одного из них – Константинус Марморариус, в творчестве которого «усердие и терпение заменяют недостаточные мастерство и фантазию». Он-то и подписал одну из своих работ. Является ли рельеф «Грехопадение» произведением Марморариуса – неизвестно.
Такое описание дает Ги де Мопассан этому архитектурному ансамблю в своем произведении«Бродячая жизнь»: «Пусть те, кто любит монастырские дворы, пройдутся по двору этого монастыря, и они забудут почти все другие, какие они когда-либо видели…Чудесный монастырский двор в Монреале наполняет душу таким чувством красоты, что вы охотно остались бы в нём хоть навсегда. Он обширен, образует правильный квадрат, полон тонкого и пленительного изящества; тот, кто его не видел, не способен и представить себе, как может быть гармонична колоннада. Изысканная соразмерность, невероятная стройность этих лёгких колонн, идущих попарно, одна возле другой, причём все они разные — то выложенные мозаикой, то совсем гладкие, то украшенные несравненной по тонкости работы скульптурой или простым узором, вырезанным в камне и обвивающимся вокруг них, как растение, — сначала поражают взгляд, потом чаруют, восхищают и порождают ту эстетическую радость, которую глаза передают душе при виде вещей абсолютного художественного вкуса. Подобно прелестным четам колонн, капители тоже тончайшей работы и тоже отличны друг от друга. И, что редко бывает, восхищаешься одновременно великолепным эффектом целого и совершенством деталей».
Автор текста: Марина Румянцева