Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Каменный рельеф «Адам и Ева. Грехопадение» был создан неизвестным скульптором для капители церкви Сен Пьер монастыря Клюни в начале XII века. Сейчас он находится в музее аббатства.
Скульптурная композиция изображает первых людей, стоящих возле Древа познания добра и зла, и с удовольствием лакомящихся запретными плодами. Ствол Древа обвивает змей-искуситель. Фигуры Адама и Евы диспропорциональны и неуклюжи, они приземисты и с чересчур большими головами. Однако подмеченные в жизни и замечательно переданные мастером в пластике выражения лиц, позы и жесты грешников придают скульптуре большую выразительность. Процесс вкушения запретных плодов изображён так, что вся каменная композиция как будто оживает.
Люди по замыслу Божьему обладали свободной волей. Они и пали по доброй воле, ибо змей-диавол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему. Соблазнившись стать Богами, первые люди вкусили плод от Древа – сначала Ева, искушённая змеем, преступила Заповедь, а затем и Адам, не выдержав искушения Евы: «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». (Быт 3: 4-6). Первые грешники навлекли на себя гнев Создателя ещё и тем, что лгали, прятались и пытались переложить свою вину – один на жену, вторая – на змея.
Как повествует Писание, дальше Адам и Ева понесли вполне заслуженное наказание:«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:16–19).
История создания
Бенедиктинское аббатство Клюни в Верхней Бургундии было основано в 909 году.Позже вокруг монастыря возник город с тем же названием. Рельефы, украшающие фасад церкви Сен Пьер, входящей в состав аббатства, датируются началом XII века.
Скульптурное оформление порталов средневековых соборов называют «Библией для неграмотных» – мастер, посредством пластики, должен был донести смысл того или иного библейского сюжета до человека, никогда самостоятельно не читавшего ни Ветхий, ни Новый Завет. В то время подавляющее большинство европейского населения не знало грамоты. В собор же для общения с Господом прихожанин должен входить подготовленным.
Романским мастерам, выполнявшим работы по декорированию храмов, свойственна простота и безыскусность изображений. Часто в подаче человеческих образов они шли на нарушение телесных пропорций в угоду подчинению общим архитектурным формам и пластическим ритмам. Средневековые скульпторы также прибегали к изменению пропорций в тех случаях, когда им нужно было выделить из общей композиции ключевой жест или движение, имеющее символический смысл.
Перед скульпторами стояла задача передать максимально понятно, пусть даже и наивно, библейский сюжет. Зритель получал возможность узнать персонажей и догадаться, какое именно событие из Священной истории здесь изображено. На рельефе «Грехопадение», размещённом на капители церкви Сен Пьер, сделана попытка представить согрешивших Адама и Еву как ожившую, взаимодействующую скульптурную группу, наполненную эмоциональным содержанием.
Автор текста: Марина Румянцева