За всё Тебя, Господь, благодарю! - Бунин Иван Алексеевич

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

За всё Тебя, Господь, благодарю!
За всё Тебя, Господь, благодарю!
Автор: Бунин Иван Алексеевич
Жанр: Духовная поэзия
Год создания: 1901
Эпизод в Библии:

«Ночью вдруг думаю: исповедаться бы у какого-нибудь простого, жалкого монаха где-нибудь в глухом монастыре, под Вологдой! Затрепетать от власти его, унизиться перед ним, как перед Богом… почувствовать его как отца…», – писал Бунин в дневнике от 23 января 1922 года. Сейчас нередко раздаются возгласы о неправославии писателя, его нерелигиозности, но правы ли невегласы, если само творчество Бунина несёт в себе отзвук идеалов Святой Руси?

Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже. Однако спустя три с половиной года семья переехала в фамильное имение Бутырки в Орловской губернии. Здесь, «в глубочайшей полевой тишине», мальчик познакомился с народным фольклором. Днем он работал вместе с крестьянами в поле, а по вечерам оставался с ними послушать народные сказки и предания. В 1881 Иван Бунин поступил в Елецкую мужскую гимназию. Бунин проучился в гимназии чуть больше четырех лет: зимой 1886 года, после каникул, он не вернулся на занятия. Дома он еще больше увлекся литературой. В 1887 году в петербургской газете «Родина» были опубликованы его первые произведения — «Над могилой С.Я. Надсона» и «Деревенский нищий», а чуть позже — рассказы «Два странника» и «Нефедка». В 1889 году Иван Бунин переехал в Орел, в центральную Россию, где, по его слову, «образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым». Иван Бунин много путешествовал и учил в зарубежных поездках иностранные языки и так невольно стал переводить стихи. В 1905 году разразилась первая русская революция, страну охватили разрушительные крестьянские бунты. Происходящего литератор не поддерживал. Октябрьскую революцию и Гражданскую войну Бунин воспринял как огромную, излившуюся на страну и соотечественников. Из Петрограда он переехал сначала в Москву, затем — в Одессу. Параллельно Бунин вел дневник, в котором много писал о губительной силе русской революции и власти большевиков. Позже за границей книга с этими воспоминаниями вышла под названием «Окаянные дни». В 1920 году поэт стал членом парижского Союза русских писателей и журналистов, писал в политико-литературную газету «Возрождение» и призывал бороться с большевизмом. Характерно, что на Родине за антисоветскую позицию литератора прозвали белогвардейцем. В 1933 году Иван Бунин завершил самое значительное произведение зарубежного периода творчества — роман «Жизнь Арсеньева». Именно за него в этом же году Бунину присудили Нобелевскую премию по литературе. Имя автора стало всемирно известным, но слава его была омрачена тем, что в Советской России это достижение замалчивалось, а его произведения не печатались. Вторая мировая война застала Буниных во французском городе Грас. К тому моменту деньги от Нобелевской премии закончились, и семье приходилось жить впроголодь. «Пальцы в трещинах от холода, – с болью констатировал писатель, – не искупаться, не вымыть ног, тошнотворные супы из белой репы <…> Был я «богат» — теперь, волею судеб, вдруг стал нищ, как Иов. Был «знаменит на весь мир» — теперь никому в мире не нужен, — не до меня миру!». Позднее Вторая мировая война примирила писателя с ненавистным ему большевистским режимом. Все ушло на второй план, на первый же вышла Родина. В конце войны писатель часто думал о возвращении домой. В мае 1945 года Бунины прибыли в Париж, где встретили день победы над фашистской Германией. Здесь же в 1946 году они узнали о своем восстановлении в гражданстве СССР и даже хотели вернуться. Но после Постановления «О журналах «Звезда» и «Ленинград» 1946 года, в котором Центральный комитет СССР раскритиковал творчество Михаила Зощенко и Анны Ахматовой, литератор передумал возвращаться. Иван Бунин умер в Париже 8 ноября 1953 года. Похоронили писателя на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

К 1901 году относится написание удивительного по своим христианским мотивам стихотворения. Речь идет о стихотворении-молитве: «За всё тебя, Господь, благодарю!». Словно исполняя завет апостольский: «за все благодарите» (1 Фес.5:18), поэт начинает своё произведение с хвалы Всевышнему. Автор не скрывает скорби своих буден, но тут же отмечает, что сам Божий мир с его простором и кротостью способен прогнать дневную печаль:


Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.


В следующей строфе приоткрывается тайна горечи лирического героя – это его одиночество. Но словно ветхозаветный пророк, автор вперяет свой взор в небеса и видя, как они проповедают славу Божию (Пс. 18:2), говорит:

 

Я одинок и ныне – как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нем Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

 

Есть то, что роднит бунинские строки с акафистом «Слава Богу за всё». Это проповедь красоты Божьего мира и благодарности за Его судьбы. Оба произведения написаны в суровое время: одно в узах, другое в одиночестве и печали – однако сыновняя беседа с Отцом – вот то, что поистине их объединяет. Подобно апостолу Павлу и последователям Христовым, таким как отцы древности и современник поэта архиепископ Лука Крымский, автор полюбил страдание. «И счастлив я печальною судьбой», – признается он. В скорбях, лирический герой преисполнен той духовной радости, которой сподобляется истинный собеседник Божий.

,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю – с тобой.

 

Стихотворение преисполнено исповедальности, искренней сыновней преданности Богу. В нём слышится голос глубоко верующего человека, которому не чужды молитвенные восторги и радость богообщения. Таким Бунин остался в сердцах русских людей.

 

Автор: Юлия Ростовцева

Оставить комментарий