Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Выражение «валаамова ослица» вошло в пословицы. Обозначая покорного, неожиданно заговорившего человека, оно совершенно оторвалось от тех драматических событий с которыми связывает его Библия. В Книге Чисел рассказывается, как моавитский Царь – Валак, устрашившись истребления евреями своего народа, решил прибегнуть к помощи Валаама-прорицателя, говоря: «Знаю, что кого ты благословишь будут благословенны, а кого проклянешь – прокляты». (Числ. 22:6-7). Языческий провидец оставался до поры непреклонен, отвечая к посланным Валака, что и за «полну храмину свою злата и сребра» не преступит слова Господня. Но, вероятно, в последний момент сомнение охватило его душу, и он отправился в путь «со кнѧзи Мωавли» дабы вынести свой противоправный вердикт, чем и разгневал Всевышнего. Последующим событиям посвящено стихотворение Константина Льдова «Валаамова ослица».
Валаам едет на ослице, которой предстоящий ангел, у поэта – это серафим, преграждает путь «грозным знаменьем своим». Не видя посланника Небес, Валаам бичует невинное животное. И вот вестник Господень обращается к путнику с повелительной речью:
Не бичуй ее (ослицу – Ю.Р.), провидец,
Покорись своей судьбе:
Человеческою речью
Говорит она тебе!
И далее:
Моавитский царь бессилен,
Страшен жизни Властелин:
Откровения пророкам
Посылает Он один.
Достойно внимания употребление слов «провидец» и «пророк» в первом и во втором из приведенных отрывков. В поэтическом отношении эти слова являются синонимами. Но подлинный смысл произведения не редко просвечивает в его композиции. И, думается, в этой связи не случайной последовательность, в которой появляются в стихотворении «синонимы».
Провидец – это тот, кто может провидеть, будь то язычник или правоверный, как например, провидели волхвы, пришедшие «с востока» поклониться Богомладенцу, пророк же – это слуга и послушник Всевышнего, который «провидит» в меру приоткрываемых ему Господних тайн, уста его – уста Божии. Как помним из пушкинского «Пророка», источником для которого послужила шестая глава Книги пророка Исайи, у пророка нет своей воли. Он не может благословить и проклясть по своему изволению. Поэтому, когда Валаам самоизмышленно направлял свои стопы к святотатственному осуждению – то были действия провидца, когда же он, исполнившись сокрушения и Воли Божией «долу лик свой опустил» – это можно отнести к действиям пророка. На тему пророческого служения стихотворец распространяется особенно. Так, Творец повелевает прорицателю превратиться в струну Господню, издающую Горний звук:
Но пред ним вещай правдиво,
Что в уста твои вдохну, –
Превратись в струну Господню,
Непреложную струну.
Отвращусь – клейми проклятьем,
Снизойду – благослови,
Будь, как небо, непреклонен
К дольней злобе и любви!
Такова разница между предсказателем и богогласником, которую поэтически точно выразил Льдов. «Уста Божии», чем стал Валаам после видения ему ангела, он уже не мог извергнуть проклятия на народ Божий.
Библейский сюжет о Валаамовой ослице – это история о том, что далеко не всегда волю Божию нам изрекает ясновидец. Достаточно для этого бывает находящегося рядом скромного простеца или промыслительного стечения обстоятельств, от которых мы так редко склонны ожидать пророчеств. Подчас так редко как Валаам от собственной ослицы.
Автор: Юлия Ростовцева