Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
В центральной части триптиха показана окружённая четырьмя ангелами Мадонна с Младенцем в иконографии del Umiltà – Смирение. Дева Мария, облачённая в просторные одеяния, сидит прямо на земле. Назидательный посыл такого изображения заключается в том, что, несмотря на свой высочайший статус, Мадонна проста, скромна и доступна для простых верующих. Небольшие иконы такого типа обычно использовались в качестве молельных образов в частных домах. Здесь Богоматерь нежно прижимает к себе Младенца Христа, закутав Его складками своего широкого, бархатного плаща. Справа, молитвенно сложив руки, стоит коленопреклонённый донатор. Его фигура написана в меньшем масштабе по сравнению с сакральными персонажами. Ребёнок Иисус мягко положил руку на его голову в знак благословения и одобрения. В створках помещены изображения святых покровителей: слева – Иоанн Креститель, справа – св. Георгий или, возможно, св. Ансан, покровитель и креститель города Сиены.
Массивные, весомые фигуры персонажей исполнены мастером под влиянием художественного стиля Мазаччо. Художник достигает эффекта округлости за счёт использования широких цветовых пятен и резкого бокового освещения. Все персонажи написаны на архаичном золотом фоне с богатыми орнаментальными разделками. Плащ донатора украшен геральдической эмблемой, и такая же находится на деревянном фронтоне складня. Изображения классических колонн позади ангелов являются показателем гуманистического ренессансного мировоззрения, в то время как удлиненные формы тел святых на боковых крыльях относятся к средневековой готической традиции.
История создания
Изначально алтарь представлял собой некое возвышение, стол, являясь символом соединения человека с божеством. Со временем он превратился в самостоятельное архитектурное сооружение. В Западной Европе во времена Средневековья алтарем называли деревянную перегородку, воздвигнутую на престоле или позади него и украшенную живописью или скульптурой. Традиционно она состояла из трёх частей: центрального короба с главным сюжетом и двух закрывающихся боковых створок с изображением святых или донаторов. По праздникам створки раскрывались, а в обычные дни оставались закрытыми. В виде триптиха делали и переносные, походные алтари – складни.
Позолоченный деревянный алтарь Филиппо Липпи представляет собой именно такое портативное сооружение архитектонического типа, предназначенное для личного поклонения. Его принято датировать периодом раннего творчества художника, примерно 1430 г., то есть оно было создано ещё до путешествия в Падую. Заказчик алтаря остался для нас неизвестен. Мы знаем только, что работа числится в коллекции Музея Фицуильяма при Кембриджском университете с 1893 г.
Отношение автора к вере
Ф. Липпи, сластолюбивый и лукавый монах, – художник с авантюрной судьбой. Он принял монашеские обеты просто потому, что вырос в монастыре. Синтез художественного таланта и религиозного благочестия, как это было в случаях с фра Беато Анджелико или с Андреем Рублёвым, у него не получился.
В 1433 г. Липпи покинул монастырь, но рясу монаха не снимал, поскольку она давала некоторые преимущества в миру. В ренессансной Италии бытовало множество историй о нерадивом монахе, ищущем приключений, расстриге и гуляке, которые охотно пересказывал Дж. Вазари.
В 1440 – 1450 гг. фра Филиппо дважды привлекался к суду за обман и подлог в отношении своих же коллег–художников, даже подвергался пытке и был лишён причастия. В 1461 г. он похитил монахиню и жил с ней в незаконном браке, но, благодаря покровительству Медичи, скандальную романтическую историю удалось замять и обойтись без наказаний. Сам папа сказал, что, очевидно, сутана сковывала способности фра Филиппо, и, возможно, уйдя в мир, он станет ближе к Богу. Кто знает, произошло так на самом деле или нет, но, во всяком случае, его художественный талант развился, и он сделался одним из выдающихся живописцев Кватроченто, а его любимая жена и дети послужили моделями для многих вдохновенных картин на религиозные темы.
Биография
Филиппо ди Томмазо Липпи родился около 1406 г. в семье мясника в одном из самых бедных кварталов Флоренции – Ардильоне. В два года он остался без родителей, и его вместе со старшим братом взяла к себе на воспитание их тётка – монна Лапаччи. Женщина была крайне бедна и в 1414 г. отдала племянников в монастырь кармелитов, что находился поблизости от дома. Филиппо был невосприимчив к наукам, зато очень много рисовал и получил художественное образование, копируя фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи.
В 15 лет будущий художник принял монашеские обеты (именно поэтому его стали называть «фра»); успешно совмещал монастырские обязанности с художественной деятельностью, хотя сан не позволял ему вступить в гильдию св. Луки.
В 1434 г. Липпи побывал в Падуе, выполняя заказ в соборе Сан-Антонио, а также – в Анконе, Неаполе и, может быть, Южных Нидерландах. Влияние Северного Возрождения чувствуется в его «Мадонне Тарквинии».
С 1438 г. фра Филиппо начал выполнять заказы для семьи Медичи. Его деятельность была разнообразной, также он реставрировал фрески А. Гадди. В 1455 г. художник уже покупает собственный дом и поселяется в Прато, неподалёку от Флоренции. В это время его живописная манера близка стилю фра Анджелико. В 1456 г. Липпи был назначен капелланом женского монастыря Св. Маргариты в Прато, из которого он похитил молодую монахиню Лукрецию Бути и сбежал с ней. У них родился ребёнок – будущий художник Филиппино Липпи. Фра Филиппо часто изображал возлюбленную и первенца в своих картинах. Скандал дошёл до папы, и в 1461 г., по ходатайству Медичи, понтифик освободил обоих от монашества и дал разрешение на брак.
В 1450 – 1460 гг. мастер выполнял большие фресковые циклы в соборах тосканских городов. В 1469 г. умер во время работы над росписями в Сполето. Ходили слухи, что его отравили родственники жены, так и не смирившиеся с их браком. Филиппо Липпи был учителем знаменитого Сандро Боттичелли, а тот, в свою очередь, взял на воспитание и обучение его сына Филиппино Липпи, когда тот остался без отца.
Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.