Три архангела и юный Товия - Липпи Филиппино

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Три архангела и юный Товия
Три архангела и юный Товия
Автор: Липпи Филиппино
Местонахождение: Галерея герцогов Савойских, Турин
Произведение: Три архангела и юный Товия
Жанр: Художественное
Год создания: около 1485 г.
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение, Кватроченто

Описание произведения


История Товии описана в ветхозаветной книге Товѝта II в. до н. э. на арамейском языке. Основным её источником для Европы признаётся Септуагинта, переведённая на латынь св. Иеронимом. В ней говорится об израильтянине Товите и его семье, живших в изгнании в Ассирии в VIII в. до н. э. Юный Товия, его сын, собираясь по настоянию отца в путешествие, искал себе спутника и обрёл его в лице не узнанного им архангела-целителя Рафаила: «И пошёл он искать человека и встретил Рафаила. Это был Ангел, но он не знал. (...) Ангел отвечал: могу идти с тобою и дорогу знаю» (Тов.5:4,6). Небесный проводник разделял с мальчиком все тяготы пути, а также научил его, как излечить слепого отца.

На картине юный Товия следует в город Экбатаны в сопровождении трех архангелов: Михаила, Гавриила и Рафаила. Если соотносить сюжет с первоисточником, то оказывается, что там ничего не говорится о присутствии всех трёх архангелов – только о Рафаиле, однако существуют и другие художественные произведения, изображающие, как и здесь, всех троих небожителей. В центре, укутанный ярко-красным плащом, идёт мальчик Товия с рыбой. С вопрошающим и даже несколько тревожным взглядом он обращается к своему более взрослому и мудрому товарищу по путешествию – архангелу Рафаилу, который бережно и несколько высокомерно ведёт его за руку. Изящный хитон, развевающийся ломкими, беспокойными складками, облекает его высокий элегантный стан.

Главных героев окружают другие божественные персонажи. Впереди, чуть обернувшись, движется мужественный и воинственный Михаил в латах и коротком оранжево-розовом плаще. В руках у него длинный прямой меч и земная сфера с навершием в виде креста. Позади, подбирая длинный голубой хитон, путешественников сопровождает Гавриил, посланник Благовещения, несущий свой традиционный атрибут, – ветку белых лилий.


История создания


Сюжет о путешествии Товии с ангелом был очень популярен в среде торговой Флоренции; в нем комбинировали такие темы, как взыскание долгов и исцеление больных, рассказы о юношах, принимающих мудрые советы старших и постепенно вступающих в пору взросления. Здесь отмечались важные детали, символизирующие Христа (рыба) и крещение (воды реки Тигр). Всё это отсылало к повседневному опыту, когда отцы отправляли своих сыновей по торговым поручениям в далекие края.

История создания этой картины неизвестна. Поначалу искусствоведы атрибутировали её кисти самого С. Боттичелли или его мастерской, так как изысканно проработанные складки одеяний архангелов напоминают одежды персонажей из картины Боттичелли «Весна». Но скалистый пейзаж, изображённый на заднем плане, похож на ландшафт в «Поклонении волхвов» Филиппино, хранящемся в лондонской Национальной галерее, а лица архангелов напоминают образы с фрески «Освобождение св. Петра из темницы», датируемой теми же годами, из капеллы Бранкаччи. Однако явным источником вдохновения для создания этого произведения послужила работа 1470 г. малоизвестного итальянского художника Франческо Боттичини «Путешествие Товии» на ту же тему и со сходной композицией, обнаруженная в одной из флорентийских церквей и хранящаяся сейчас в Галерее Уффици.


Отношение автора к вере


В отличие от разгульной и жизнелюбивой натуры своего отца фра Филиппо Липпи, монаха-расстриги, с завидным постоянством попирающего как церковные, так и светские нормы, Филиппино был законопослушным гражданином и обладал мягким и душевным характером. Вся его жизнь оказалась подчинена художественному творчеству, в котором преобладали религиозные темы. Переживший, как и многие его современники-флорентийцы, эмоциональную аффектацию, связанную со временем Дж. Савонаролы, Филиппино, однако, сумел восстановить внутреннюю гармонию. Он был примерным сыном, мужем и отцом, а также пользовался неизменной любовью и уважением своих соседей, заказчиков и собратьев по живописному цеху.


Биография


Филиппино Липпи – сын известного итальянского живописца периода Кватроченто фра Филиппо Липпи. Он родился в тосканском городке Прато, неподалёку от Флоренции, в 1457 г. Мальчик – персонаж удивительной истории, плод незаконной любви монаха-живописца и Лукреции Бути, послушницы, похищенной его отцом из монастыря в Прато, где тот служил капелланом.

С ранних лет ребёнок учился мастерству у своего отца, помогая ему при исполнении различных заказов. В 1469 г., после смерти Липпи-старшего, юноша закончил цикл росписей в Сполето совместно с художником фра Диаманте и стал его учеником. Позднее мальчик перешёл в мастерскую С. Боттичелли, и уже с 1472 г. его имя появляется в книге гильдии св. Луки во Флоренции. 

До начала 1480-х гг. влияние Боттичелли на творчество ученика было столь велико, что атрибуция целого ряда произведений Филиппино до сих пор остаётся колеблющейся. Его первая бесспорная работа – алтарь в Лукке, а в 1485 г. он завершил знаменитый цикл фресок в капелле Бранкаччи церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции, более полувека назад начатый Мазаччо и Мазолино. До сих пор эти росписи считаются одним из высших достижений Липпи; выполненные им фигуры более полновесны и индивидуализированы, чем у Мазаччо, но в целом фреска производит впечатление полного единства.

Художник расписывал частные капеллы в римских и флорентийских церквах, обратившись к формам, родственным уже не Возрождению, а маньеризму и даже барокко. Филиппино выполнял заказы и в других городах: Павии, Прато, Болонье. В зрелые годы мастер увлекся художественными достижениями нидерландской живописи, а также творчеством Леонардо да Винчи. Главным полем его деятельности явилась станковая картина, где он достиг максимума динамики и эмоциональности, проявив себя великолепным портретистом.

В 1497 г. живописец женился, а умер в 1504 г. в возрасте 47 лет от болезни горла. Он оставил после себя троих сыновей, один из которых стал впоследствии ювелиром (знаменитый Б. Челлини упоминал о нём в своей автобиографии).

Слава Филиппино Липпи была настолько велика, что в день похорон в знак траура закрылись все лавки на виа дель Серви – улице, где жил художник.


Автор текста: Инна Викторовна Морочковская.



Оставить комментарий